Оценить правильность решений вам помогут фильтры – будущего, последствий и ценностей. Они помогают отсечь неправильные варианты.
У настоящего лидера крепкие нервы, иначе он бы не смог каждый день делать то, ради чего его выбрали – принимать решения. Чем выше статус руководителя в компании, тем больше ответственности и зачастую меньше времени. Я проверяю правильность решений через три фильтра.
1. Фильтр будущего
Один из наших клиентов – производитель удобрений – работает на рынке почти 40 лет. Можно подумать, что такой гигант неповоротлив и консервативен в бизнес-стратегиях. Но вы удивитесь, узнав, что компания использует все последние возможности Big Data. Анализирует конкурентов и данные по рынку, затем планирует объемы производства и, что более интересно, назначает цену, которая позволяет получить максимальную прибыль.
Еще 15 лет назад в топ-5 самых дорогих компаний мира по рыночной капитализации входили нефтяные гиганты, банки и розница. Сегодня самые дорогие – IT-компании. Их основной актив – информация, которую они умеют собирать и анализировать. Например, когда мы выбираем книги на онлайн-витрине, ставим лайки к постам в социальных сетях или слушаем музыку на «айфоне», наши действия фиксируются. Программы выявляют закономерности в поведении и делают предложения, которые нам действительно интересны. И компании, которые умеют делать это лучше всех, с каждым годом стоят дороже.
Даже магазин, который находится рядом с домом, должен собирать и анализировать данные о покупателях. Если бизнес не погружен в интересы клиентов, не изучает рынок и конкурентов, можно сказать, он уже в прошлом. Это правило актуально даже для лидеров отрасли. Отчасти это происходит потому, что они больше работают с товарными потоками, чем с детальной персонифицированной информацией о каждом своем потребителе.
Диджитализация – один из примеров. Глобальные изменения происходят под воздействием множества драйверов. Пройти фильтр будущего – значит, осознать, как изменится бизнес через пять лет, и начать подготовку уже сейчас.
Вывод: решения, которые лидер принимает сегодня, должны основываться на взгляде из будущего. Вы именно такой лидер или вы – лидер реакционный, который начинает действовать, когда изменения уже произошли? Какие данные о клиентах и конкурентах вы собираете? Вы можете прогнозировать тенденции в отрасли на основе этих данных?