В распоряжении Андрея был старый Fiat 1995 года выпуска, который, несмотря на почтенный возраст, функцию доставки из точки "А" в точку "Б" выполнял исправно. Как обычно бывает, настало время, когда необходимость таких поездок отпала - техосмотр закончился, налог за допуск к участию в дорожном движении платить надо, с финансами есть проблемы, в связи с чем стоял Fiat вдоль ул. Лынькова в г. Минске и, как говорится, "пылился" от времени, но осмотру хозяином подвергался с периодичностью один раз в две недели. Но изменения в судьбе Fiat произошли неожиданно...
В один прекрасный июньский день в дверь квартиры Андрея позвонили и вручили под роспись такой документ:
Документ хоть и официальный, но суть его была проста и понятна: автомобиль неэксплуатируемый, с 14 июня у Андрея есть 30 дней для помещения Fiat на охраняемую стоянку, в противном случае по истечении установленного документом срока его эвакуируют принудительно.
Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2011 г. №348 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации"
4. При установлении собственника (владельца) неэксплуатируемого транспортного средства местным исполнительным и распорядительным органом ему направляется извещение о необходимости в течение 30 календарных дней переместить транспортное средство на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать. При этом в извещении сообщается о порядке утилизации, а также о правовых последствиях невыполнения указанных в извещении требований, в том числе о принудительном перемещении неэксплуатируемого транспортного средства на охраняемую стоянку и признании данного транспортного средства бесхозяйным с последующей его передачей в собственность соответствующей административно-территориальной единицы и утилизацией. Извещение направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.
Тут ничего не попишешь, и направился наш автовладелец на место стоянки Fiat, благо сроки, предписанные в извещении, позволяли все сделать без спешки. К удивлению Андрея, многострадального Fiat на месте, где он его оставлял, не оказалось. В таких случаях большинство автолюбителей, оправившись от первого шока, звонит в службу "102". Именно так Андрей и поступил. Оператор внимательно выслушал, уточнил адрес, где автомобиль был последний раз, и направил владельца прямиком на стоянку ООО "Белспецавтоэвакуация" на ул. Лынькова, 121/10. О причинах спешки с эвакуацией Fiat размышлять не было времени, а так как сама стоянка совсем недалеко, то откладывать посещение этого объекта не имело смысла. Коротко переговорив с охранником автостоянки, Андрей узнал место хранения его автомобиля.
Взору владельца предстала неприятная картина:
Автомобиль без "номеров", решетка вырвана, крылья "раскурочены" изнутри, что натолкнуло нашего героя на мысль, что это есть результат жесткой эвакуации автомобиля.
С таким положением вещей Андрей не согласился и вызвал сотрудников милиции, а после написал заявление в местную администрацию с требованием вернуть Fiat на место. К слову, эти требования вполне законны, ведь извещение вручено только 14.06.2017, а в соответствии с упомянутым выше нормативным актом у автовладельца есть 30 дней на поиск охраняемой стоянки и перемещение автомобиля. По каким документам, как и зачем автомобиль приволокли на стоянку, не выдержав предусмотренные законодательством сроки, Андрей не знал, но вскоре ответы на свои вопросы все же стал получать. Истребовав у сотрудников автостоянки акт осмотра автомобиля, наш герой увидел следующее:
Оказывается, акт осмотра был составлен 05.06.2017, по этому документу на автомобиле отсутствуют "номера", в связи с чем не удалось установить его владельца. Но если "плясать" от этой даты, получается, что на момент эвакуации уже истекли 30 суток, предоставленные законодательством на добровольное перемещение автомобиля, а это означает, что извещение должно быть датировано как минимум 5 мая, но ведь оно же от 14 июня и выдано совсем недавно владельцу автомобиля под роспись, а в самом извещении указан как госномер, так и полные данные владельца автомобиля, по которым его и установили.
"Странно все это", - подумал Андрей и решил все же дождаться ответа на свое обращение в администрацию района. Автомобиль сотрудники автостоянки отдавать отказались.
Время шло, деньги за стоянку "капали", но долгожданный ответ все же пришел, правда, вопросов у нашего героя стало еще больше. В администрации района решили не "заморачиваться" и спустили заявление Андрея в ООО "Белспецавтоэвакуация", которое в итоге и ответило, правда, если внимательно прочитать этот документ, получается не ответ, а отписка.
В этой части документа обращает на себя внимание вот что: мы, мол, работаем на основании законодательных актов Республики Беларусь, "… при установлении владельца направляется извещение о необходимости в течение 30 дней переместить транспортное средство". Но ведь как раз извещение с указанием "номера" автомобиля и ФИО законного владельца и было вручено последнему 14 июня, а по акту эвакуация произошла до этого события, еще 5 июня, владелец по акту не был установлен, "номеров" не было. Как такое может быть? Почему этот момент деликатно опущен? Сам Андрей данное извещение к своему заявлению приложил, но о нем в ответе ни слова, и понятно почему - неудобно об этом упоминать.
Раз уж мы заговорили о позиции ООО "Белспецавтоэвакуация", то эту тему и продолжим:
"Принудительное перемещение вышеуказанного автомобиля произведено на ОСНОВАНИИ и в СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ с Указом №348". А это как понимать? Все, что можно в данном указе нарушить, нарушили, а в итоге все в соответствии с законом? Выходит, в извещении собственник есть, а в документах по эвакуации его нет - куда он делся?
Что-то тут не так, какой-то из документов - извещение или акт - не имеет никакой юридической силы. Но извещение вручено с соблюдением всех требований указа №348 и лично адресату в конкретную дату, а вот акт составлялся без его участия... И вместо того чтобы разобраться в ситуации и ответить как положено по закону об обращениях граждан и юридических лиц, чиновники самоустраняются: то есть собственник автомобиля, то его нет, то есть госномера авто, то их нет.
По всей видимости, нашего собеседника ждет длительный и мучительный путь по отстаиванию своих законных прав, обивание порогов чиновничьих кабинетов, но мы не сомневаемся, что правда в этом вопросе все же выяснится, результатом чего станет документ, отвечающий на поставленные вопросы, а не то, что мы увидели.
Мы же за этой историей проследим.
Евгений ГРАЧЕВ
Фото героя материала, заходное фото носит иллюстративный характер
ABW.BY