Найти тему
Артхив

Поэт эпохи Эдвард Хоппер

Он изобрел свой собственный жанр — «портрет дома». На его полотнах часто появляются одиноко стоящие здания. Он пишет пустынные, будто бы лишенные жизни городские пейзажи. А сюжеты, в которых появляются люди, кажутся украдкой подсмотренными. Он — это культовый американский художник Эдвард Хоппер. Хоппер родился 135 лет назад — 22 июля 1882 года.

Раннее воскресное утро, 1930
Раннее воскресное утро, 1930

Художник, получивший известность лишь в последние годы жизни (а по сути — уже после смерти), тем не менее носит гордое звание «поэта эпохи». Он оказал серьезное влияние на американскую поп-культуру. Фактически изобретя новый жанр — «портрет дома» — он сумел сделать здание главным действующим лицом картины («Дом на закате», 1935), и позже этот прием стали использовать в кинематографе. Хоппер, пожалуй, самый цитируемый режиссерами художник. Хичкок, Альмодовар и Линч воспроизводили его картины в своих фильмах. Линч, известный любитель пустынных автострад, загадочных домов и туманных намеков, вообще называет его одним из своих любимых художников.

Дом на закате, 1935
Дом на закате, 1935
«Поэт пустых пространств», «мрачный соцреалист», художник, воспевающий одиночество… Каких только определений не давали Хопперу за целый век. Его картины до сих пор называют жуткими, исполненными безнадеги, выискивая в них отголоски Великой депрессии и Перл-Харбора.
Отель у железной дороги ,1952
Отель у железной дороги ,1952

Сам же Хоппер лишь изредка вяло отмахивался от трагических сравнений и тяжеловесных эпитетов или вовсе не удостаивал критику своих работ комментариями. И когда его просили рассказать, что для него символизирует одинокая фигура женщины в скудно обставленном гостиничном номере, он в свойственной ему сдержанной манере говорил, что просто хотел изобразить, как свет ложится на стены и предметы.

Ожидание у окна
Ожидание у окна

Иногда при взгляде на его картины начинает казаться, что люди там и вовсе лишние. И Хоппер смог позволить себе все-таки изобразить совершенно пустые помещения с солнечным геометрическим узором только под конец жизни, в картинах «Комнаты у моря» (1951) и «Солнце в пустой комнате» (1963).

Комнаты у моря, 1951
Комнаты у моря, 1951
Солнце в пустой комнате, 1963
Солнце в пустой комнате, 1963

«Дом у железной дороги» относится к достаточно раннему периоду творчества Эдварда Хоппера. В 1910 году художник вернулся из Франции в Америку, чтобы уже никогда не покинуть ее пределов. Но еще долгое время в его работах остается заметным влияние французских импрессионистов.

Дом у железной дороги, 1925
Дом у железной дороги, 1925

Восхищаясь работами Сезанна и Моне, Хоппер стал менять цветовую палитру своих картин, делая ее более яркой и светлой. Дом на этой картине ярко освещен солнцем, которое, судя по всему, уже клонится к закату. Но в глубоких тенях и безжизненных окнах здания просматривается какая-то тоскливая тревожность и заброшенность. Вместе с этим при взгляде на полотно появляется безотчетное ощущение того, что за этими окнами, из глубины темных комнат за тобой кто-то пристально наблюдает.

Автопортрет, 1930
Автопортрет, 1930

«Дом у железной дороги» знаменит в первую очередь тем, что эта работа стала первой картиной, приобретенной Нью-Йоркским музеем современного искусства, основанным в 1928 году. К тому же, очень примечателен тот факт, что дом с картины Хоппера был взят за основу для строительства особняка, ставшего знаменитым «мотелем Бейтса» из фильма Альфреда Хичкока «Психо». Этот особняк стал самой дорогой декорацией фильма и обошелся киностудии в 15 тысяч долларов. Благодаря киношедевру Хичкока, а также многочисленным продолжениям (к примеру, с 2013 года в США выходит успешный сериал «Мотель Бейтса»), полотно Хоппера периодически переживает новые волны популярности, приобретая славу мрачного и зловещего. Хотя здесь и сложно сказать, что же изначально было причиной, а что – следствием.

Самая знаменитая картина Эдварда Хоппера «Полуночники» (Nighthawks) стала фактически синонимом его имени. Написанная в тот недолгий период при жизни художника, когда его работы стали продаваться и принесли ему мировую известность, она, по признанию самого Хоппера, пронизана ощущением одиночества, которое порой чувствует каждый человек в большом городе. В городе, который, как живой организм, страдает, поет, смеется или, как здесь, отдыхает после тяжелого дня.

Полуночники, 1942
Полуночники, 1942

По одной из версий, которую выдвигал биограф Хоппера Гейл Левин, на создание «Полуночников» художника вдохновила картина Ван Гога «Ночная терраса кафе»/ «Ночное кафе в Арле» (1888). Вот только вечер в кафе он интерпретировал в собственной неповторимой манере. Летняя терраса с невесомыми столиками превратилась в типичный американский дайнер с окнами-«аквариумами». А ленивую истому теплого вечера в Арле сменила тоскливо-щемящая нью-йоркская ночь.

Согласно еще одной версии (которая стала общепринятой), за появление «Полуночников» стоит поблагодарить Эрнеста Хемингуэя и его рассказ «Убийцы». Рассказ крошечный, всего три страницы, и на них гениальным образом ничего не происходит. Только диалоги, очень похожие на те, которыми славятся фильмы Квентина Тарантино.

Город, 1927
Город, 1927

Если придерживаться этой версии, можно заметить, что художник сменил обеденное время на ночное и ввел дополнительного персонажа. И когда в 1946 году в Голливуде решили экранизировать «Убийц», то основой для фильма скорее послужила картина Хоппера, чем рассказ Хемингуэя. В пользу этого говорят не только типичные хопперовские сцены, использованные в фильме, но и появление этого самого дополнительного персонажа. Потому что просто невозможно представить себе приличное убийство без участия роковой красавицы.

Автор: Евгения Сидельникова, artchive.ru