Найти тему

Конфликт, сообщество, среда, утопия – неоконченная рефлексия

«Можно сколько угодно рисовать себе образы антиутопии – социальной, технологической, даже военной, - однако тысячелетия развития человечества показывают, что пока оно справлялось с экзистенциальными вызовами.»
Василий Гатов

«Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города?» - книга-дискуссия о городе, который для каждого из авторов и для каждого из нас – свой. Два филолога, политолог, культуролог, два урбаниста, искусствовед, специалист по коммуникациям, психолог, экономист и философ – рассуждают в манере лонг-рида, типичной для Ведомостей, Коммерсанта, Colta или Сноба о городе. Месте, где мы живем, находим «точки сборки», личные смыслы и истории. 

Для кого-то город - «возможность не быть частью никакого сообщества» - свобода быть одному. «Производитель одиночества», отчуждения, личной атомарности. Город – антипод антропологического «традиционного» общества, с его клановыми связями, близкими расстояниями, чувством защищенности и вневременной стабильности - «деиерархизированная «масса» одиноких рассудочных индивидов» по Освальду Шпенглеру. Одиночество в городе -  осознанный выбор образованного индивидуалиста -интроверта, который предпочитает слабые горизонтальные связи и ценит историческую аутентичность.

Для других город - способ найти «собратьев по интересам», свое сообщество, свою традицию. «Мы стали такими занятыми, что уже не замечаем и не ценим самого важного. Мы теперь такие обеспеченные, такие утонченные и разборчивые, что пора бы уже обернуться и восстановить простые и естественные связи с миром. <> навести мосты к островкам традиций, невозмутимого спокойствия и строгой простоты.», как говорит Дэвид Брукс.

Высокая плотность застройки рождает потребность договариваться, учиться сосуществовать, уважать и спрашивать чужое мнение. Современная арена борьбы между властью и горожанами, где первая пытается навязывать новые смысли и практики в соответствии с собственными представлениями о социальной инженерии и конструировании пространств, уровнем личной социальной, управленческой зрелости и культуры. А вторая – ценит частные воспоминания и индивидуальный опыт, социальные связи, идентификацию, как представителя множества сообществ: родителей, хозяев собак, банкиров, ИТ-шников, автомобилистов, библиофилов, ценителей джаза, знатоков московского концептуализма, любителей мороженого или чего-то еще. И конструирует смыслы, потребляет город с учетом этих идентификаций и личных культурных значений. И, если главный ресурс будущего – горожане, то власти нужно учиться договариваться, быть равноправным партнером сосуществующих друг с другом разных людей. Потому что «право на город» - принадлежит именно им. 

Не ждите цельной картины по результатам прочтения этих эссе. На мой вкус, все авторы излишне академичны и сконцентрированы на своих практиках и ссылках на ключевые работы по профильной специальности. Естественное разнообразие городской публики – шире лекционной аудитории. Не все в книге узнают себя, свои потребности и интересы. Глубоко погруженным в тематику современной антропологии, культурологии и политики, книга может показаться повторением очевидного. 

И все-таки - рекомендую, под кофе и шум дождя за окном. 

«Горожанин. Что мы знаем о жителе большого города?», издательство Strelka Press, 2017, составитель Иосиф Фурман.

Авторы: Виталий Куренной, Екатерина Шульман, Алексей Новиков, Юрий Григорян, Михаил Алексеевский, Григорий Юдин, Мария Фаликман, Максим Кронгауз, Василий Гатов, Олег Шибанов, Григорий Ревзин.