Найти тему
Дети - цветы жизни

Милый мой воришка. Что кроется за детским воровством?

Время от времени многие родители сталкиваются с нелицеприятным фактом: выясняется, что к рукам их ненаглядного малыша что-то "прилипло". Как относиться к этому? Что кроется за детским воровством?

Маленькая Ирочка, как все девочки, неравнодушна к косметике и украшениям взрослых женщин. И, бывая с родителями в гостях, непременно просит подарить ей все, что приглянется. Если же получает отказ, берет понравившуюся вещичку без спроса. Обычно вежливые хозяева делают вид, что не слишком огорчены. Мама девочки относится к поведению дочки по принципу "чем бы дитя ни тешилось...". А обратилась ко мне ее бабушка, желающая разрешить дилемму: пресекать ли воровство Ирочки на корню или ждать, когда подрастет и сама поймет, как это некрасиво? Проблема действительно неоднозначная.

В педагогике давно и прочно существует понятие "детское воровство". От обычного, "взрослого" оно отличается тем, что ребенок не понимает, что он ворует. Он просто инстинктивно берет то, что видит, что привлекло его внимание, что понравилось. Именно в такой последовательности - в зависимости от возраста.

Никому не придет в голову упрекать в воровстве младенца, который тянет (разумеется, без спроса) в рот все, до чего может дотянуться. Но вот ребенку исполняется два, три, четыре года. Мы в определенной мере начинаем относиться к нему уже как к личности, способной на разумные поступки. Объясняем старательно и, как нам кажется, доходчиво, что такое хорошо и что такое плохо".

Многое ребенок понимает. Но не все. К этому "остатку" относится и такое понятие, как чужая собственность. Ирочка хорошо усвоила алгоритм: попроси - и получишь. А если привычный сценарий не срабатывает, она обходится без тех словесных условностей, которые успели закрепить в ее голове заботливые воспитатели. Понравившаяся вещь просто перекочевывает в ее карман.

Ребенку что-то нужно, и он это делает. К тому же ему довольно трудно провести грань между тем, что дома любые вещи можно брать без спросу, в гостях у любимой бабушки - некоторые, а у посторонних людей - никакие.

Разумеется, никто не собирается отказывать малышам в определенном интеллекте и направленном действии. Они способны и на некоторую хитрость: взять вещь, чтобы никто не видел: не показывать ее родителям до прихода домой: солгать, что вещь подарена и т.д. И все же говорить об осознанном воровстве как о закрепленном нравственном нормативе в столь нежном возрасте еще не приходится.

Вот почему психологи и педагоги давно и бесспорно признали истину: приблизительно до 6 лет говорить о детском воровстве нет смысла. Тем более нет смысла стыдить ребенка за то, что он сделал неправильно. Не поняв самой нравственной предпосылки тайного умыкания чужой вещи, ребенок может закрепить в сознании какую-то второстепенную деталь. Например, что нельзя брать вещи именно у Ивановых, или показывать их родителям, или признаваться в том, что они взяты без спросу. Сделав такие ложные выводы, ребенок не откажется от самостоятельного "приобретения" понравившихся вещей.

Итак, по мнению психологов, в возрасте старше шести лет ребенок уже идет на осознанное воровство. Как быть в этой ситуации? Золотое правило педагогики - ничего не делать и не говорить сгоряча. Сдержите первый порыв - накинуться на воришку с упреками и пристыдить его. Лучше всего, не опускаясь до эпитетов и высмеивания, твердо сказать ребенку, чтобы он немедленно вернул вещь владельцу (или туда, где он ее "нашел").