Найти тему
Thisis.Media

Возвращение мастера ужасов

Стало известно, что 69-летний Джон Карпентер займется разработкой телевизионной хоррор-антологии “Хеллоуинские байки” в качестве исполнительного продюсера, а также примет участие в создании сериала “Темная сторона” по книгам Саймона Грина. Это первые кинопроекты, к которым великий мастер приложит руку за последние семь лет. Именно столько времени прошло с выхода его последнего полнометражного фильма.

Джон Карпентер — один из величайших режиссеров в истории. И если вы никогда не слышали это имя, то… ничего страшного. Его фильмов нет в топе-250 “Кинопоиска”, его не зовут на интервью к Познеру, ему не аплодируют в Каннах, про него даже в Facebook не пишут. При этом Карпентер — не модный артхаусный режиссер, его творчество совершенно не элитарно. Смотреть, а уж тем более обсуждать его фильмы — последнее, чем станет заниматься хоть немного уважающий себя сноб.

Тем не менее кинематограф очень многим обязан этому человеку, как бы пафосно это ни звучало. Карпентер — один из тех режиссеров, которые не просто делают или делали хорошие фильмы, а придумали кино. Вместе с Сэмом Рейми, Джорджем Ромеро, Уэсом Крэйвеном и Тоубом Хупером в 70-х — начале 80-х Джон Карпентер сделал жанр ужасов.

Сэма Рейми сегодня вспоминают в первую очередь, конечно же, в связи с выходом нового “Человека-паука”, сравнивая его версию 2000-х, где главного героя сыграл Тоби Магуайр, с последней реинкарнацией от Marvel. Но “Человек-паук” — не главный вклад Рейми в мировой кинематограф, главный — “Зловещие мертвецы” — хоррор, без которого не было бы фильмов про жуткие дома, населенные злыми духами.

Джордж Ромеро — человек, который изобрел зомби заново. До “Ночи живых мертвецов” были только идиотские вуду-зомби — мертвецы, ожившие благодаря проделкам гаитянских шаманов. Ромеро сделал зомби такими, какими мы их знаем и любим до сих пор: голодными, злыми, мрачными и очень реалистичными, вставшими из могил по вине человечества, а не мифических шаманов.

Уэс Крэйвен (“У холмов есть глаза”, “Последний дом слева”, “Крик”) и Тоуб Хупер (“Техасская резня бензопилой”) — человек, ответственный за то, что ужасы ассоциируются у большинства людей с насилием и расчлененкой.

Именно эти режиссеры перевернули на Голливуд то ведро крови, без которого ужасы было бы сложно отличить от Маппет-шоу или костюмированного представления. Каждый из этих режиссеров запомнился тем, что внес в жанр какой-то очень важный элемент. Но больше всех для хоррора сделал именно Джон Карпентер, при этом оставаясь в тени.

Вокруг его фильмов никогда не было большого шума. Многие из них были признаны шедеврами спустя годы после проката. Грандиозных кассовых сборов у Карпентера тоже никогда не было, что не позволяло ему играть в высшем голливудском дивизионе. С одной стороны, это (почти) спасло его от участия в производстве проходного коммерческого непотребства, которым попортили свои послужные списки многие классики. С другой — именно поэтому имя режиссера знакомо далеко не каждому, чего не скажешь о его фильмах.

“Нападение на 13-й участок”, “Хеллоуин” (только первая часть — с Джейми Ли Кертис, остальное снято по франшизе, которая кормит ее создателя до сих пор), “Туман”, “Побег из Нью-Йорка”, “Нечто”, “Большой переполох в маленьком Китае”, “Князь тьмы”, “Чужие среди нас”, “В пасти безумия”, “Вампиры”. Если вы не видели все эти фильмы, то точно видели половину из них. И практически каждая из этих картин — новаторская.

Сложно поверить, но “Хеллоуин” — это первый слэшер в истории. “Побег из Нью-Йорка” — первый постапокалипсис в декорациях Нью-Йорка и первый боевик с Куртом Расселом. “Нечто” — пусть и не первый, но наиболее концептуально продуманный и реально страшный фильм о людях, пытающихся выжить в замкнутом пространстве в компании крайне агрессивного инопланетного существа. А спецэффекты, созданные для фильма гениальным Робом Боттином, могут даже сегодня заставить особо впечатлительных просыпаться в холодном поту. “Чужие среди нас” — первый политический конспирологический триллер в оболочке недорогого боевика.

В этом веке Карпентер выпустил всего два больших фильма. “Призраки Марса” — в 2001-м и “Палату” — в 2010-м. Но это далеко не лучшие его проекты, они не принесли мастеру никакой известности у новых поколений. Он будто бы остался там, в недалеком, но все же прошлом. По которому сейчас модно ностальгировать, восхищаясь, к примеру, сериалом “Странные вещи”.

Настоящие фанаты Карпентера хоть и верили, что однажды он вернется в кино, но все же боялись, что этого никогда не произойдет. И наконец появились хоть какие-то новости. Да, не бог весть какие, конечно же. Продюсирование сериалов — совсем не то, чего они ждали, но все же что-то. Ведь это значит, что мастер — пока в форме и есть шанс, что он еще успеет добраться и до режиссерского кресла. Будем ждать и надеяться, а пока пойдем пересматривать в миллионный раз “Нечто”. Вам, кстати, тоже рекомендуем.