Что общего между законодательной инициативой ввести денежный сбор за отдых за рубежом и предложением сажать в тюрьму за мат? Правильно — автор. Депутат Владимир Петров, можно сказать, уже сделал себе имя на одиозных идеях. А таковых у него немало. Например, домашний арест за измену, легализация деятельности колдунов и многое другое. Он и других призывал предлагать подобное, пообещав, что авторов самых резонансных законопроектов ждет награда. Пиар ли это? И работает ли фантазия Владимира Петрова на рост его популярности? Об этом редакция This is узнала у бывалого пиарщика — креативного директора отдела Instinct агентства BBDO Moscow Романа Фирайнера.
Роман — разработчик рекламных кампаний для таких крупных брендов, как Альфа-банк, IKEA, Nike, Pepsi, “Билайн”, МТС и “МегаФон”. Что и говорить, их реклама — на высоком уровне, продумана до мелочей. И вот какую оценку Роман поставил пиару Владимира Петрова:
“Я не знаю такого человека, то есть пиар — паршивый. Я — читающий, работающий в сфере коммуникации человек. И если я никогда не слышал фамилию этого депутата, значит, он занимается полной ерундой”.
Возможно, предложения депутата — не пиар. Но что тогда? Желание выделиться? Показать себя? Попробуем оценить каждую из его инициатив на предмет того, как они работают на его имя.
Легализовать деятельность экстрасенсов
Депутат предложил создать реестр магов и колдунов в феврале 2017-го, чтобы навести порядок в этой сфере. Он разграничил черную и белую магию. И предложил наказывать колдунов, которые применяют методы, опасные для здоровья, оказывают психологическое давление и разглашают конфеденциальные сведения. Регулировать эту деятельность должно министерство или комитет магии. А нарушителей депутат предложил привлекать к административной или уголовной ответственности и исключать из реестра.
Комментарий Фирайнера: “Такие законопроекты — вбросы. Никто их принимать не собирается, поэтому они — просто такой инфоповод, чтобы пообсуждали покудахтали в соцсетях и разошлись. Я не понимаю, как это работает как пиар. Аудитория таких вбросов — обычно на “Бизнес-ФМ” и в соцсетях. А целевая аудитория законопроекта про экстрасенсов — бабушки и люди из деревень. В соцсетях их нет, поэтому они не узнают ни про этого депутата, ни про его закон. Глупость какая-то. Такое предложение не поможет депутату раскрутиться. Он, что, на встрече своих избирателей будет говорить, что я легализовал экстрасенсов? И что? Не знаю, глупость какая-то. Я считаю, что это никто не заметит. Ну, посмеются, плечами пожмут и забудут. Инициативу, может быть, еще и запомнят, а имя депутата — вряд ли”.
Обязать депутатов приобрести селфи-палки
Законопроект, призывающий депутатов и чиновников вооружиться селфи-палками, петербургский депутат Петров предложил в августе 2015-го. Он посчитал, что необходимо делать снимки во время приема граждан. Мол, народные избранники выполняют общественно важную работу, которая остается незамеченной. Селфи-палки должны решить эту проблему.
Комментарий Фирайнера: “Это правда? Я не слышал. Это тоже глупость. Пиар работает на читающих людей, эти люди — не дураки. Законопроект больше выглядит как шутка, а не как пиар. Вообще, у депутатов проблема с имиджем. Их и так все считают дураками. Такие предложения их не красят. Может, они — достаточно умные, образованные люди... Ведь просто так в Думу не попадают. Но такие инициативы — одна за другой — создают имена пустых бесполезных людей, которые занимаются какой-то ерундой. Все же видят проблемы вокруг нас! А они занимаются какой-то селфи-палкой. Мне кажется, это мелко. Звучит ужасно глупо. Пиар не сработал, потому что законопроект — глупость. Я не понимаю этого вообще. Эффективный пиар — это продуманная вещь, когда ты понимаешь, что законопроекты, например, приносят пользу обществу. Тогда это пиар. А тут — просто видимость деятельности”.
Ввести денежный сбор за отдых за границей
Июльская инициатива депутата. 100 рублей в день с каждого туриста, отдыхающего за рубежом, по мнению Петрова, должны создать конкурентные условия российским курортам. Собранные средства он предложил направлять на развитие туристической инфраструктуры в России.
Комментарий Фирайнера: “Так это же питерское Заксобрание! Там и Милонов, и другие... Пиар — это коммуникация! Она должна быть направлена на целевую аудиторию. У этой инициативы ее нет. Такой законопроект может быть интересен только людям из сферы туризма. Но не отдыхающим. Я думаю, это не пиар, а желание выслужиться, помочь городу своему, чтобы все платили по 100 рублей”.
Добавить в школьную программу “Гарри Поттера”
Декабрь 2016-го. Петров заявил о своем намерении обратиться к министру образования и науки Ольге Васильевой с предложением включить в школьную программу серию книг Джоан Роулинг про Гарри Поттера. Так депутат собирался бороться с нежеланием детей читать классическую литературу.
Комментарий Фирайнера: “Это не пиар. Единственный депутат, распиаренный в нашей стране, — это Милонов. Имена всех остальных никто не знает. Петров “Гарри Поттера” сам, наверняка, не читал! Потому что, если бы он читал, он не предложил бы. Потому что эта книга не научит людей мыслить самостоятельно, бороться с догмами и уже в юном возрасте иметь свою позицию. Это плохая инициатива. Петров не понимает, о чем говорит. Это глупости!”
Штрафовать или лишать свободы за мат
С этой инициативой Петров выступил в июне 2017-го. За нецензурную брань он предложил наказание — штраф или 15 суток ареста. Законопроект даже поддержали в Общественной палате.
Комментарий Фирайнера: “Из-за своих инициатив этот депутат будет ассоциироваться с глупостью. Он не фильтрует свои предложения. Они направлены на разные слои общества, на разные аудитории. “Гарри Поттер” — это средний класс. Запретом мата он наступает на горло маргиналам. Милонов очень консистентный в этом плане. Вот он — гомофоб, и он борется с этим. И на этом фоне он прославился. И это позитивный пиар, потому что в обществе всегда есть люди, которые хотят, чтобы среди представителей власти были борцы за мораль. А за что борется Петров, непонятно. То за мат, то за туризм, то за “Гарри Поттера”... Ему надо определиться, с кем он, у него очень несфокусированная позиция”.
Сажать мужей под домашний арест за измену
Июль 2017-го. Вообще, плодотворное лето у Петрова выдалось в этом году. Женщинам он, видимо, доверяет. А вот неверных мужей, по мнению Петрова, нужно беспощадно наказывать.
Комментарий Фирайнера: “Он — какой-то недомусульманин, недоединоросс, недогомофоб. Какой-то странный депутат. Ему надо долбить в одно и то же, тогда он обретет свою аудиторию, кто-то будет его поддерживать. Я не вижу никакой закономерности в его инициативах. Я не понимаю, чего Петров хочет от нас. И чтобы мы не ругались матом, и чтобы, выезжая за границу, 100 рублей платили, и чтобы мужчины были наказаны... А! Это у него — дом в Испании? Ну, он, наверняка, и сам жене изменяет..."
Подведем итог всего выше сказанного. Большинство инициатив Петрова (а это, кстати, еще не все его предложения) направлено на разную целевую аудиторию. Если бы они все были интересны только представителям определенного среза общества, то постепенно его бы “группа поддержки” росла. В таком случае пиар Петрова был бы эффективным. Пока многие предложения депутата больше похожи на шутку, а не пиар. На его имя подобные законопроекты работают плохо. Сами инициативы обсуждаются какое-то время, а их автор многим по-прежнему неизвестен.