Найти тему
66.RU

«Пока учился, должность бортинженера упразднили»: кто сейчас отвечает за безопасность наших полетов

Аэрофобы, которых силой не затащишь в самолет, должны знать: авиатранспорт — самый безопасный из всех существующих. По статистике, за сто лет существования гражданской авиации в катастрофах погибло около 150 тыс. человек. То есть примерно столько же, сколько погибает за месяц в разных ДТП по всему миру. За тем, чтобы в небо поднимались только исправные лайнеры, следят десятки человек. Кто обеспечивает техническую безопасность уральскому авиатранспорту — в репортаже 66.RU.

В ангаре на территории аэропорта Кольцово просторно: здесь легко помещаются сразу четыре Airbus А321 — самых крупных лайнеров в парке «Уральских авиалиний». Собственно ангар — одно из основных сооружений авиационно-технического центра, который екатеринбургский авиаперевозчик запустил в январе 2015-го. Помещение обрудовано по последнему слову техники и обслуживает как собственные суда компании, так и лайнеры других перевозчиков.

Но сегодня в ангаре только один самолет — Airbus А320: со снятыми панелями на двигателе и открытыми люками в фюзеляже, он висит на гидравлических подъемниках — как автомобиль в сервисе. Под махиной и рядом — человек 10–15 в белоснежных комбинезонах. Еще несколько специалистов грузят на платформу сверкающий металлом механизм.

— Это стойка, — догадывается наш фотограф Татьяна. — Шасси новое ставят.

— Вы правы, — подтверждает наш гид в мире технического авиаобслуживания, начальник участка структурных работ Александр Игнатьев. — Мы меняем «ноги» этому лайнеру, а заодно проводим weekly-сheсk — техобслуживание, которое необходимо каждому воздушному судну раз в восемь дней.

Александр Игнатьев пришел работать в «Уральские авиалинии» сразу после вуза — в 2010 г. он закончил Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П Королева. «Я никогда особо не думал над выбором профессии — у меня отец авиатехник, я пошел по его стопам. Когда поступал, думал, что буду и летать, и копаться в механизмах, была раньше такая должность — бортинженер. Но пока получил диплом, ее упразднили: вывели из парка самолеты, на которых требовались бортинженеры, — Ту154, Ту204».
Александр Игнатьев пришел работать в «Уральские авиалинии» сразу после вуза — в 2010 г. он закончил Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П Королева. «Я никогда особо не думал над выбором профессии — у меня отец авиатехник, я пошел по его стопам. Когда поступал, думал, что буду и летать, и копаться в механизмах, была раньше такая должность — бортинженер. Но пока получил диплом, ее упразднили: вывели из парка самолеты, на которых требовались бортинженеры, — Ту154, Ту204».

— Как вы их называете — «ноги», — улыбаюсь я.

— Пассажиры, конечно, больше привыкли к названию «шасси». Это слово пришло в авиационную терминологию из французского языка. Шасси — это термин, применимый ко всем видам посадочных устройств. В нашем случае шасси состоит из трех ног. У нас вся самолетная документация — на английском. По документам шасси называется «leg» — нога. И в старых русских регламентах шасси делится на стойки или ноги. Это традиционное название.

Стойки шасси меняют раз в 10 лет. Чтобы проделать эту операцию, самолет дважды загоняют на подъемник. Первый раз — снимают родные стойки и отправляют их на капитальный ремонт. Вместо них устанавливают другие. После ремонта родные ноги возвращают на место. Подменный комплект ставят на другой самолет, цикл повторяется. Ничего не простаивает.
Стойки шасси меняют раз в 10 лет. Чтобы проделать эту операцию, самолет дважды загоняют на подъемник. Первый раз — снимают родные стойки и отправляют их на капитальный ремонт. Вместо них устанавливают другие. После ремонта родные ноги возвращают на место. Подменный комплект ставят на другой самолет, цикл повторяется. Ничего не простаивает.

Все специалисты, работающие в авиационно-техническом центре, владеют английским — иначе к работе их не допустит квалификационная комиссия. Техрегламенты и документы, касающиеся авиалайнеров, ведутся только на английском языке. «Переводить ничего нельзя, — поясняет Александр. — Потому что при переводе какие-то понятия можно неверно истолковать, где-то что-то не так понять. Это недопустимо».

Работать с самолетами могут только специалисты, имеющие авиационное образование, — корочек простого механика здесь недостаточно. В техцентре «УА» много техников, имеющих высшее образование. Сервер, например, закончил Ташкентский авиационный институт.
Работать с самолетами могут только специалисты, имеющие авиационное образование, — корочек простого механика здесь недостаточно. В техцентре «УА» много техников, имеющих высшее образование. Сервер, например, закончил Ташкентский авиационный институт.

— Часто самолет попадает в ваш ангар?

— Существует несколько видов проверок, — рассказывает Александр, подводя нас к самолету. — Самая простая — pre-flight check, или по-русски — предполетный осмотр. Перед каждым вылетом самолета пилоты осматривают его на предмет возможных повреждений. По сути это первая часть чуть более трудоемкой проверки — транзит-чека: после полета технические специалисты обязаны снять показания бортовых компьютеров и узнать, были ли у экипажа замечания к работе систем самолета. Если таких замечаний не было, проводится ежедневное обслуживание — у нас это называется daily-check: техники осматривают лайнер визуально, проверяют исправность и герметичность приводов и трубопроводов, количество масла в двигателях, мерят давление в шинах колес шасси, смотрят, как работают тормоза. Обычно такая проверка занимает около трех часов.

Weekly-check, несмотря на его название (weekly — «еженедельный»), проводится раз в восемь дней: к списку ежедневных операций добавляются, к примеру, смазочные работы и проверка исправности аварийно-спаса­тельного оборудования.

Этот многостраничный том — документация на еженедельное техническое обслуживание самолета, так называемый weekly-check. В списке — несколько десятков различных операций. После окончания каждой техник, отвечающий за этот участок работы, ставит печать — она личная, как у врача в больнице. «За выполнение каждой операции — проверки, замены агрегата или регулировки — авиаспециалист несет личную ответственность», — поясняет Александр.
Этот многостраничный том — документация на еженедельное техническое обслуживание самолета, так называемый weekly-check. В списке — несколько десятков различных операций. После окончания каждой техник, отвечающий за этот участок работы, ставит печать — она личная, как у врача в больнице. «За выполнение каждой операции — проверки, замены агрегата или регулировки — авиаспециалист несет личную ответственность», — поясняет Александр.

Для этих осмотров самолет совсем не обязательно загонять в ангар — как правило, они проводятся прямо на стоянке. Другое дело, если есть какие-то замечания к работе систем — найти причину за пять минут получается не всегда. В этом случае судно помещают сюда: в ангаре и оборудование специальное, и все условия для работ в любое время суток, в любую погоду.

-6

Следующий по сложности осмотр — А-сheck — проводят через каждые 750 часов налёта: техники осматривают фюзеляж и салон, меняют фильтры в гидравлической и масляной системах.

Через 7,5 тыс. часов налета — это примерно полтора-два года — мы проводим C-сheck, когда наши специалисты по неразрушающему контролю с помощью различных приборов исследуют фюзеляж на наличие микротрещин, проверяют работу двигателя, используя специальные приборы — бароскопы, эндоскопы.

Помните песню из «Дневного дозора»: ворона залетела в турбину самолета? Это довольно распространенная ситуация, когда птицы попадают в компрессор двигателя. После каждого такого случая специалисты должны осмотреть мотор изнутри. Для этого используется такой метод неразрушающего контроля, как бароскопия. «Если необходимо, наши специалисты вылетают в любой аэропорт мира, чтобы убедиться в исправности двигателя. При сильном повреждении двигатель заменяем», — рассказывает Александр.
Помните песню из «Дневного дозора»: ворона залетела в турбину самолета? Это довольно распространенная ситуация, когда птицы попадают в компрессор двигателя. После каждого такого случая специалисты должны осмотреть мотор изнутри. Для этого используется такой метод неразрушающего контроля, как бароскопия. «Если необходимо, наши специалисты вылетают в любой аэропорт мира, чтобы убедиться в исправности двигателя. При сильном повреждении двигатель заменяем», — рассказывает Александр.

Самый сложный и трудоемкий — D-сheck. Его проводят каждые шесть лет. Техники разбирают лайнер буквально по частям, проверяя состояние всех силовых элементов — от лонжеронов крыла до шпангоутов и балок фюзеляжа. Это работа не на один день: чтобы провести все необходимые технологические операции, убираем кресла из салона, снимаем полы и панели, полностью разбираем кабину экипажа.

«Впрочем, кресла из салонов самолетов выносят не только во время D-check. Сейчас в «Уральских авиалиниях» идет плановая замена пассажирских сидений — ставим облегченные и более удобные конструкции», — так Александр объяснил скопление кресел в середине ангара.
«Впрочем, кресла из салонов самолетов выносят не только во время D-check. Сейчас в «Уральских авиалиниях» идет плановая замена пассажирских сидений — ставим облегченные и более удобные конструкции», — так Александр объяснил скопление кресел в середине ангара.

— Если все так тщательно осматривается и подготавливается к полету, почему тогда самолеты падают?

— Сами по себе самолеты не падают, — уверяет Александр. — Случаи, когда причинами катастроф были технические недостатки, можно сказать, остались в ХХ веке — в 60–70 годах прошлого столетия. Сейчас и надежность самолетов возросла, и техническое обслуживание зачительно усовершенствовалось, появились современные средства диагностики. Вероятность катастрофического отказа сегодня составляет тысячные доли процента и при качественном техническом обслуживании стремится к нулю.

— Ваши ребята не могут какую-то ошибку допустить?

— Все люди по различным причинам способны допустить ошибку, это факт. Но существуют методики, снижающие влияние человеческого фактора на результаты работы. У нас создана многоступенчатая система контроля, сводящая вероятность пропуска ошибки к нулю. Такая многоступенчатость в системе контроля — передовая общемировая практика, введенная в ранг закона. Все операции, требующие особого внимания, обязательно проверяют специалисты службы контроля качества. Они ставят свой штамп в картах обслуживания. Помимо производственого контроля, существуют технологические выборочные проверки операций и выполненной работы. Регулярно проводятся аудиты качества во всем АТЦ.

Ну и сами парни стараются работать внимательно и ошибок не допускать. Все, кто у нас трудится, прекрасно понимают уровень ответственности. Чтобы пилотам и пассажирам было спокойно в небе, мы должны серьезно потрудиться на земле.

На практику в техцентр «Уральских авиалиний» приезжают студенты из соседнего Челябинска: в Южно-Уральском университете есть кафедра авиа- и ракетостроения. Каждый год здесь проходят практику студенты Самарского аэрокосмического университета и Троицкого авиационного технического колледжа ГА. Екатеринбургские инженеры учат студентов и курсантов обслуживать самолеты. И имеют на это полное право: в 2016 г. экспертным сообществом национальной премии «Крылья России» техническая служба «Уральских авиалиний» была признана лучшей в стране. Многие выпускники — бывшие стажеры — после окончания вузов и колледжей возвращаются работать по специальности.
На практику в техцентр «Уральских авиалиний» приезжают студенты из соседнего Челябинска: в Южно-Уральском университете есть кафедра авиа- и ракетостроения. Каждый год здесь проходят практику студенты Самарского аэрокосмического университета и Троицкого авиационного технического колледжа ГА. Екатеринбургские инженеры учат студентов и курсантов обслуживать самолеты. И имеют на это полное право: в 2016 г. экспертным сообществом национальной премии «Крылья России» техническая служба «Уральских авиалиний» была признана лучшей в стране. Многие выпускники — бывшие стажеры — после окончания вузов и колледжей возвращаются работать по специальности.

Фото: Татьяна Гордеева для 66.RU