17 июля - день морской авиации
17 июля в Балтийском море по тревоге с "Орлица" в небо были подняты 4-е гидросамолета (М-9), которые в ходе боя сбили два германских самолета, а два других обратили в бегство.
Первый опыт использования морской авиации датируется 24 марта 1915 года. Черноморская эскадра совершила поход к берегам Румелии, и нанесла бомбовый удар по позициям противника поднявшись с гидрокрейсера "Николай I", а 3 мая уже бомбили столицу врага – Стамбул.
Роль авиации в ВМФ росла, и уже к 17 году она выполняла следующие задачи:
• Противодействие воздушным и морским силам противника;
• Атака морских баз и береговых укреплений;
• Противолодочная борьба;
• Наблюдение и воздушная разведка;
• Корректировка артогня.
В ходе ВОВ в морских сражениях участвовали не только корабли и “подлодки”, но и морская авиация. Причем ее роль по сравнению с первой мировой заметно укрепилась. О этом красноречиво свидетельствует тот факт, что на долю морской авиации пришлось более 60% потопленных и поврежденных кораблей противника. За годы войны морской авиацией было произведено около 76 000 боевых вылетов, потоплено более 410 кораблей и 950 транспортов. К званию Героя Советского Союза представлено 241 летчик и пять получили эту награду дважды. Не стоит забывать тот факт, что в начале войны бомбардировки Берлина (С 7 августа по 5 сентября советская авиация сбросила на Берлин около 21 тонны бомб . Потеряв 18 самолетов и 7 экипажей) осуществлялись силами морской авиации Балтийского флота с аэродрома Кагул.
Российская морская авиация, как и вся страна в целом, в постсоветское время пережила один из самых сложных периодов своего существования. Так от нескольких сотен самолетов и вертолетов остались десятки машин в составе разрозненных частей.
В 2011 году российская морская авиация практически полностью лишилась ударной составляющей — ее истребители и фронтовые бомбардировщики, часть транспортных самолетов, а так же бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3 были переданы ВВС. Исключением стали лишь бомбардировщики Су-24 в составе авиации Черноморского флота(Соглашения между Россией и Украиной допускали базирование в Крыму лишь авиации ВМФ).
На сегодняшний момент в составе ВМФ имеется только один тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов", который в сентябре планируется отправить на плановый ремонт. На нем базируются более 50 самолетов(Су-33 и Су-25) и вертолетов(Ка-29 и их модификации). Вертолетоносцы приобретенные во Франции из-за санкций так и не вошли в состав флота.
На вооружении береговой авиации остаются:
• ТУ-142 - дальние противолодочные самолеты;
• Ил-38Н, Ил-38 и ИЛ-20 противолодочные самолеты;
• МиГ-31 истребители-перехватчики;
• транспортные самолеты(Ан-12, Ан-24 и Ан-26);
• вертолеты различных серий и модификаций(Ка-52К, Ка-31, Ка-31, Ми-24 и Ми-8).
В настоящее время в стране не заложен ни авианосец, не вертолетоносец, все находится на уровне проектов и обсуждения.