В наше время жителям большого города трудно представить свою жизнь без метро. Миллионы людей во всём мире ежедневно спускается под землю, чтобы без лишних хлопот и затрат оказаться в нужном месте. Более чем за 150 лет истории метрополитен прошёл долгий путь от диковинного аттракциона до одной из необходимых частей инфраструктуры мегаполисов. Но все эти годы подземная железная дорога неизменно остаётся местом, притягивающим самые яркие и ужасные фантазии, монстров и фантомов всех рангов и мастей.
Чем вызвано такое нашествие нечисти и выходцев из других миров на вроде бы вполне рациональной и до предела просчитанной территории? Что происходит с нашим сознанием, когда мы оказываемся под городскими улицами в веренице непрерывно спешащих людей? Почему в глубине тоннелей начинают мерещиться странные силуэты, слух улавливает непонятные пугающие звуки, а в памяти возникают страшилки, слышанные ещё в далёком детстве? По какой причине метро стало культовым местом современного фольклора, вдохновляющим творцов сетевых баек, фильмов-катастроф и компьютерных «бродилок» и «стрелялок»?
Психологи объясняют этот феномен замкнутым пространством, спёртым воздухом, необычным интерьером, безразличной толпой, а также острым осознанием нахождения в ином пространстве с другими законами и обычаями. Экстрасенсы рассказывают о негативной энергетике, «нехороших областях», невидимых сущностях. Историки-мистики вспоминают о снесённых при прокладке метро кладбищах, о находящихся невдалеке старинных подземельях и катакомбах, в которых творилось такое, что кровь стынет при одном перечислении событий.
Злодейства не обязательно совершали разбойники и душегубы, мрачные маргиналы канувших эпох. Гораздо чаще в документах мы наткнёмся на описания тайных пыточных комнат, каменных мешков, секретных казематов, находящихся в полном распоряжении всесильных государей и правителей, а также их ближайших сподвижников или богобоязненных духовников.
Но самые подробные рассказы о том, что происходит «на нижнем уровне», можно услышать из уст членов таинственного братства, избравшего объектом поклонения и вечного паломничества загадочные подземные просторы человеческих поселений. Кто называет этих смельчаков диггерами, то есть копателями, кто - метроманами, забыв первоначальный смысл данного словечка, означающего одержимость рифмованной речью, ну а кто - психами и фриками.
Обывательскому мышлению трудно переработать факт, что есть люди, готовые не вылазить на поверхность из кромешной тьмы узких проходов и бесконечных разветвлений. Мы не понимаем, как можно без конца дышать тяжёлой смесью запахов сконцентрированного технического прогресса и тлена прошедших эпох, добровольно подвергать себя опасности, пусть иногда и вымышленной.
Но факт остаётся фактом. В разных странах люди рассказывают примерно одни и те же истории. Их персонажи - пугающие и притягивающие воображение обитатели андеграунда, в них где-то совсем рядом с людными переходами притаились недоступные для обычных пассажиров ветки и станции, а мимо похолодевших от ужаса свидетелей проносятся поезда, окутанные странной дымкой. С развитием фиксирующей и наблюдательной техники рассказы эти дополнились множеством фотографий разной степени достоверности и беспристрастными свидетельствами видеорегистраторов.