Летом 1934, когда страна изнывала от Великой Депрессии и жары, менеджер магазина, торгующего барахлом из серии «Все по десять центов» в Лос-Анджелесе, заметил мальчишек, которые околачивались возле магазина. На вид им было 8-9 лет. Несколько дней менеджер потихоньку наблюдал за ними и сделал удивительное открытие — мальчишки потихоньку воруют из магазина всякие мелочи, чтобы потом сделать из них... игрушки.
Он сам видел, как украденные катушки с нитками удивительным образом превращались в колеса для самодельной тележки. Менеджер поймал мальчишек за руку и отвел в полицию. Но они не были хулиганами. Наоборот - они были отличниками!
Просто у них не было игрушек.
У родителей не было денег, чтобы покупать игрушки. А игрушки нужны детям для развития.
Менеджер магазина, офицер полиции и директриса представили еще сотни малышей, решивших украсть игрушки из магазинов и ужаснулись. Нужно было что-то делать, но что? Денег у них не было.
Так появился грандиозный план — давать детям игрушки на время, как книги в библиотеке. Записывать в учетных книгах, кто какую игрушку взял, а тех ребят, которые сдали игрушку вовремя и не поломали ее, награждать «знаком отличия». Ребенок, набравший двадцать таких знаков, становится Почетным посетителем и может выбрать себе любой подарок из Зала почета.
Нужны были средства на игрушки. За помощью организаторы обратились в местное сообщество предпринимателей. Те никогда не видели ничего подобного и очень воодушевились идеей игрушечной библиотеки.
Бизнесмены пообещали помочь, нашли какое-то помещение и начался сбор игрушек. Сотни новых и старых игрушек стали стекаться сюда. Добровольцы мыли и ремонтировали их. И вот 6 мая 1935 года, неподалеку от детской площадки, в обычном гараже в Лос-Анджелесе была открыта первая в мире библиотека игрушек. Ее успех был сокрушительным.
Вскоре и жители соседних районов стали интересоваться, а будет ли у них тоже игрушечная библиотека?
И тройка организаторов (менеджер из магазина, директор школы и офицер полиции) сели и написали письмо... президенту Франклину Рузвельту! Концепция игрушечных библиотек впечатлила президента — ему понравилась идея своеобразной «утилизации игрушек», и вовлечения в работу библиотек добровольцев.
Все это требовало небольшого бюджета. Деньги нужны были в основном для того, чтоб платить зарплату директору, который стал бы координировать эту программу по всей стране. Еще нужно было обеспечить библиотеки дополнительными помещениями для ремонта и хранения игрушек и грузовиками для доставки и вывоза игрушек.
Программа развивалась стремительно, но в 1942 году финансирование закончилось и получилось так, что в библиотеках игрушек работать было некому. Об этом узнал администратор городской больницы и сказал, что у него есть несколько больных, которым было интересно заняться чем-нибудь легким и интересным. Он рассказал об игрушечных библиотеках своим пациентам, и желание поработать в них выразило сто человек! Все они были инвалидами, но оказались нужными, полезными и трудолюбивыми. С большим энтузиазмом они взялись за ремонт поломанных игрушек.
И именно благодаря ним первые библиотеки игрушек смогли удержаться на плаву.
К 1965 году ремонтная мастерская сети Игрушечных библиотек Лос-Анджелеса работала очень эффективно — все работники проходило обучение у опытных мастеров и учились превращать старые игрушки в новые.
Первые американские библиотеки игрушек были уникальны - они работали без всякой выгоды и держались на энтузиазме людей. Игрушки в них приносили совершенно бесплатно, потом добровольцы бесплатно ремонтировали их в мастерских, школы, библиотеки, музеи, детские сады и прочие общественные заведения предоставляли библиотекам свои помещения (тоже без всякой аренды), а студенты, педагоги и воспитатели соглашались работать в них на добровольных началах, потому что это был интересный эксперимент.
Вскоре программа развития игрушечных библиотек развернулась по всей стране.
А сегодня?
Все изменилось: игрушки мы просто покупаем... Их стало слишком много, проще купить, чем ремонтировать.
Но давайте вспомнить старую добрую традицию отдавать и меняться! Если у вас есть лишние игрушки, отнесите их в приют, подарите тем, кому они нужнее!
По материалам статьи: Julia E. Moore. A Histоry of Toy Lending Libraries in the United States Since 1935.; Master's Research Paper, Kent State.