Найти тему
Inlearno

Как привить ребенку чувство времени

«Мы выходим через десять минут». «Осталось еще полчаса». Все эти указания на продолжительность были совершенно бессмысленны. Мы предположили, что чувство времени приходит к ребенку одним из последних – сильно отставая от чувства голода и слегка опережая чувство юмора.

Делу – время, потехе – час Возможно, эта народная мудрость и справедлива – но только если ты понимаешь, что такое час. Для нашей шестилетней дочери слово «час» еще совсем недавно не значило вообще ничего – и в потеху превращалось любое совместное дело, требующее прийти куда-то в определенное время. При этом нам, взрослым, было совсем не до смеха.

«Мы выходим через десять минут». «Осталось еще полчаса». Все эти указания на продолжительность были совершенно бессмысленны. Мы предположили, что чувство времени приходит к ребенку одним из последних – сильно отставая от чувства голода и слегка опережая чувство юмора.

Не успеваем!

Между тем, ситуаций, в которых требуется понимать ход времени со временем становилось все больше. К необходимости хотя бы иногда приходить в детский сад, чтобы успеть к завтраку, добавились другие – например, высидеть, не отвлекаясь, двадцать минут ежедневных занятий английским или потратить десять минут на мытье посуды. Часы и таймер Конечно, мы рассказали о том, как определять время, и купили ей электронные часы. Однако понимать который час и укладываться в оставшееся время – совсем разные вещи. От того, что вещи до сих пор не собраны, но зато теперь она точно знает, что на эту несделанную работу ушло пятнадцать минут, никому из нас не стало легче.

Сильно помог таймер

-2

Мы скачали голосовой, с приятным женским голосом объявлявший «осталось десять, девять, восемь… минут». Нам пришлось смириться с некоторой нервозностью, которая вошла в жизнь семьи – обратный отсчет вызывал тревожные фантазии о скором и неизбежном старте ракеты с космодрома. Но чего не сделаешь ради любимой дочки, которая, наконец-то, стала успевать делать все вовремя.

Какие планы?

Следующим шагом нашей семьи стали первые – пока робкие – попытки внедрить в жизнь дочки понятие расписания. Понятно, что оно было и раньше и было известно ей под режущим слух словом «режим». Однако этот режим устанавливали только родители – а расписание мы решили составлять совместно. В нашем списке есть два блока, отмеченных разными цветами. Один из них – это список дел, сделать которые в этот день совершенно необходимо. Второй – и, разумеется, самый любимый дочкой блок – дела, которые можно сделать, но при желании можно и отложить. Мы договорились, что дочка будет писать этот список сама – потому что тогда он станет действительно ее собственным распорядком, и следить за исполнением ей будет полегче.

Плюсики в карму

Рядом с каждым пунктом – неважно, в каком он блоке – есть место для «плюсика», который нужно поставить, когда дело сделано. Сначала мы делали это сами – но потом решили доверить «самооценку» дочери. Да, была попытка поставить ложный «плюсик» и даже не один за так и несделанные дела – но обнуление результатов за неделю произвело должный отрезвляющий эффект. Число плюсов имеет значение. Перед началом каждой недели мы договариваемся об условиях. Иногда определенное количество плюсов значит, что мы пойдем в магазин и купим ей новую игрушку. Иногда мы просто спорим, получится ли у нее набрать, скажем двадцать плюсов в неделю: к счастью, дочка все еще находится в возрасте, когда ее можно увлечь таким нехитрым способом. Иногда это внеплановый поход в гости к подружке – или другое поощрение, которое мы все-таки стараемся сделать, по возможности, нематериальным.

Нельзя сказать, что наш путь усыпан розами – но все-таки теперь стало намного легче планировать время. А главное, мы считаем, что таким образом помогаем дочке подготовиться в школе – ведь там способности к самоорганизации и самоконтролю окажутся очень кстати.

-3