Каким получилось завершение эпичной трилогии-приквела к фильму 1968 года.
На этой неделе в кинотеатрах России состоялась премьера фантастической драмы «Планета обезьян: Война» режиссера Мэтта Ривза. Рассказываем, какой получилась заключительная глава захватывающей истории предводителя обезьян Цезаря.
В далеком 1968 году свет увидела картина Франклина Шеффнера «Планета обезьян» по мотивам одноименного романа французского автора Пьера Буля. Фантастическая лента получила статус культовой, попав в список ярчайших представителей жанра своего времени. Спустя 33 года Тим Бертон выпустил ремейк ставшего классическим фильма. Однако лента 2001 года получилась вторичной на фоне оригинальной картины, не привнеся ничего ценного и уникального. И вот, спустя еще 10 лет, состоялся выход фантастической драмы Руперта Уайатта «Восстание планеты обезьян», которая позволила по-новому взглянуть на старую историю о противостоянии людей и приматов, став по-настоящему достойным переосмыслением и своего рода приквелом к оригинальному фильму. Сюжет картины рассказывает о том, как тестирования лекарства от болезни Альцгеймера на приматах привели к неожиданному скачку интеллекта у испытуемых. Продолжение подхватил режиссер Мэтт Ривз, который в фильме «Планета обезьян: Революция» рассказал о последующей конфронтации людей и приматов. Именно на плечи Мэтта Ривза выпала ответственность достойно завершить эту эпичную трилогию.
«Планета обезьян: Война» рассказывает о том, как обе стороны конфликта оказались перед крайней чертой. Выживших после эпидемии людей становится все меньше. Обезьяны несут потери в ходе атак со стороны военных, сформировавших особое ополчение. Его лидер Полковник (просто Полковник), местный аналог Уолтера Куртца из «Апокалипсиса Сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, намерен уничтожить всех обезьян до последней, осуществиться чему не может позволить их предводитель – Цезарь. Однако кое-что, произошедшее в самом начале фильма, заставляет его отправиться в логово Полковника, чтобы лично отомстить ему. В фильме происходит еще ряд важных событий. Но о них я умолчу, чтобы не спойлерить и не лишать вас возможности самостоятельно пережить вместе с героями эту интересную историю, крепкую и цельно скроенную, со всеми ее в той или иной мере неожиданными поворотами. Отмечу только, что эта борьба будет жестокой.
Трилогия «Планета обезьян» буквально в препарировании показывает нам, как человек превращается в существо, которое ничем не лучше животного. А также демонстрирует, как животное, в свою очередь, способно вести себя не в пример человечнее, чем те, кому такое поведение присуще. Однако в картине происходит одно событие, заставляющее Цезаря смутиться, отойти от своих идеалов и начать путешествие, в ходе которого он будет вести борьбу со своими демонами.
Мотивация обеих сторон конфликта предельно ясна. Полковник, прекрасно сыгранный Вуди Харрельсоном, и его бойцы бескомпромиссно отстаивают интересы человечества. Они походят на людей на самой грани отчаяния, которым уже нечего терять. Людей, готовых сделать абсолютно все, чтобы стереть соперника с лица Земли. Полковник – своего рода вершина этого айсберга. Он хладнокровен, нацелен на результат, пускай заплатить за него приходится, отдав самое дорогое, что у него есть. Это тот антигерой, чьи поступки в данном критическом положении при всем ужасе понимаешь, хоть и не всегда принимаешь.
На другой чаше весов Цезарь – лидер обезьян, изо всех сил пытающийся уберечь свой вид, дать ему новую надежду, защищаясь от жестоких людей. В течение трех частей этот персонаж переживает удивительную трансформацию от подопытного и домашнего питомца до настоящего предводителя, храброго и благородного. В «Войне» ему приходится испытать самые страшные и темные чувства, которые он так настойчиво старался оттолкнуть от себя в ходе драматичных событий прошлого. Энди Серкис с помощью потрясающего уровня реализации технологии захвата движения спроецировал свою блистательную актерскую игру на Цезаря. Его мастерский перформанс вызывает самые разные чувства к главному герою картины, от сочувствия до гордости. И все эти эмоции предельно искренни. В такие моменты осознаешь гениальность людей, которые работали над всеми аспектами этой картины, от сценария до захвата движения, и создали такого персонажа, который заставляет зрителя сопереживать ему, обезьяне, в то время, как по другую сторону конфликта находятся люди.
Третья глава «Планеты обезьян» концентрирует особое внимание именно на приматах. Люди здесь на фоне предыдущих частей отодвинуты на второй план. Однако помимо антагониста картины, Полковника, в фильме есть еще один человеческий персонаж, заслуживающий особого внимания. Маленькая девочка, которая приблизительно в третьем акте киноленты получит имя Нова, выступает в этой картине своего рода символом, воплощением всех светлых человеческих чувств, собранных в одном создании, затерявшемся между современными жестокими людьми и в намного большей степени благородными обезьянами. Этот милый персонаж подчеркивает высокую нравственность приматов и привносит ту самую невинность и чистоту, в которой этот мир так нуждается.
Режиссеру картины Мэтту Ривзу и его команде удалось крайне реалистично передать ту запредельную степень уныния, которую испытывают обезьяны и люди. Мрачные постапокалиптические виды, жесткие сцены диалогов и действий, чутко вторящие всему этому музыка Майкла Джаккино и звуки – все здесь открыто демонстрирует мир, находящийся на последнем издыхании. Это тот самый заволакивающий постапокалипсис, в котором полностью растворяешься, несмотря на то, что оказаться в нем в реальности (да даже в страшном сне) нисколько не хочется.
Пусть слово «война» в названии не вводит вас в заблуждение – как таковых сражений в фильме совсем немного: пару минут в начале, да еще несколько ближе к самому концу. Поэтому ни в коем случае не стоит ожидать от киноленты обилия боевых действий. Здесь есть экшн, и он поставлен качественно, хотя картина совершенно не требует просмотра в формате 3D. Но все же это далеко не типичный боевик, так как первостепенно в третьей части «Планеты обезьян» совсем другое – эмоции, решения и поступки персонажей, приводящие к драматическим последствиям.
Далеко не каждый режиссер, работавший над трилогиями, может похвастаться тем, что сделал третий фильм как минимум не хуже предыдущих. Мэтт Ривз с этой сложной миссией справился первоклассно, доведя до конца одну из лучших фантастических трилогий последних лет. Атмосферную картину «Планета обезьян: Война» легко хочется рекомендовать к просмотру всем ценителям серии, а также всем тем, кто любит мрачное фантастическое кино. Если вы не видели предыдущих частей, то посмотрите их, а затем смело отправляйтесь в кино, чтобы увидеть финал приключений Цезаря. Оно того стоит.