Все мы помним картину В.И. Сурикова "Взятие снежного городка".
Однако, не всем понятно что же там изображено. Мы не понимаем почему молодой человек верхом? что за ребетня с вичками перед ним и позади него? и самое главное - почему собственно "городок" вовсе не "городок", а некое подобие забора?
Прежде чем ответить на все эти вопросы, хочу обратить ваше внимание на еще одну деталь. В правой части картины мы видим сани на которых накинут... так называемый тюменский ковер. Вид ковроткачества, распространенный в восточных районах современной Свердловской области и западных районах Тюменской и Курганской областей.
На картине художника нашему взору предстаёт традиционная масленичная забава распространенная на Урале, Зауралье и Сибири - взятие снежного городка. (Сама картина была написана во время его пребывания в Красноярске)
О том, как брали городки на Урале, мы и поговорим.
Как ни странно, самым распространенным способом взятия на Урале и в Сибири был именно верховой. Вариантов было множество. Остановимся лишь на некоторых из них.
1. В некоторых местах Сибири строили самую настоящую снежную крепость с четырьмя стенами и двумя проходами в одной стене и противоположной. Внутри, в самой середине вырубали прорубь. На стенах крепости сидели защитники. Группа молодых людей верхом находилась поодаль и готовилась к приступу. Цель взятия - проскакать сквозь крепость, минуя прорубь. Защитники пугали лошадей, кидали во всадников снежками, некоторые не справлялись, падали, катились по льду и попадали в прорубь... Чаще лошади просто пугались и пускались мимо под всеобщий хохот. Когда кому-то из смельчаков все же удавалось проскакать через крепость, то штурм заканчивался. А победителя торжественно качали и иногда даже купали в проруби.
2. В Байкаловском и Слободо-Туринском районах Свердловской области городок представлял из себя просто большие ворота, вертикальные столбы которых строились из снега, а сверху клали деревянную балку, на которой сидели защитники. Молодые люди, верхом стояли поодаль поочередно пытаясь проскакать в эти ворота. Защитники проделывали операции, аналогичные описанным выше, с тем лишь отличием, что они были вооружены плетками, палками или вичками. Ими они могли подхлестнуть лошадь, чтобы так испугалась. Особым шиком для всадников считалось стащить защитника с балки. Когда кому-то удавалось проскакать через ворота, штурм заканчивался. Есть упоминания о том, что на балке устанавливался флаг или тряпица, которую нужно было схватить на скаку. А защитники могли бегать по земле возле ворот, пугая лошадь.
3. В казачьих районах Южного Урала(территория Оренбургского казачьего войска) штурм зачастую представлял собой взятие большой снежной горы. Иногда это были настоящие высокие и крутые "иглу" из льда, на вершине которых устанавливался флаг. Молодые люди верхом пытались забраться на вершину и снять флаг. Во втором же случае, предварительно вооружившись "кошками", разгоняясь, они спрыгивали на гору, стараясь уцепиться как можно выше и лезли к заветному флагу. Победитель, как и везде удостаивался какого-то приза: денежное жалованье, конная сбруя и т.д. Но самым главным было всеобщий почет и уважение.
Существовали также варианты с низкими городками, которые защитником необходимо было перескочить верхом, схватив/сбив что-то с вершины.(Именно такой вариант мы видим на картине) Либо защитникам предлагалось путём перескока сравнять городок с землёй.
Итак, я думаю, что теперь нам всем будет ясно что же происходит на известной всем картине: Молодой человек прорвался через защитников и перескакивая стену, сшибает рукой конёк. Это означает конец игры и всеобщее восхищение!
В современности мы, за неимением коней, мы разыгрываем пеший штурм с двумя командами. Штурм заканчивается когда нападающих в крепости становится больше чем защитников. Вариант: когда кукла масленицы добыта из крепости.
Данная традиция в таком варианте в Екатеринбурге проводится уже 20 лет.
Помимо Екатеринбурга, в иных городах России эта традиция также поддерживается энтузиастами.