"Опять штраф везете?" - "Да что же вы меня все так "любите"! Посылка вам. Наверное, из Китая пришла!" (Из бесед с почтальоном)
Теперь уже сложно представить, но когда-то на дорогах не было камер. Вообще! Гаишники в кустах были, имитация патрульной машины на картонке была, а вот желтого знака RADAR, вспышек в ночи и регулярной почтовой корреспонденции не было. И было это всего пять лет назад. А может, целых пять лет назад! Как посмотреть. Так или иначе, но за это время люди и роботы практически притерлись друг к другу, можно даже сказать - сроднились.
В честь первого юбилея мы решили вспомнить основные вехи этих непростых отношений и узнать у читателей, как на их манеру езды повлияло появление "большого брата, который всегда следит за тобой".
Напомним, что камеры фотофиксации перешли в "боевой режим" 1 июля 2012 года. Первые приборы были установлены на М1 и при работе в тестовом режиме еженедельно фиксировали около 6 тысяч фактов превышения скорости, а в выходные число нарушений достигало 7 тысяч. К осени количество фиксируемых превышений сократилось практически вдвое, ежедневный "улов" составлял порядка 500 лихачей в сутки.
За пять лет количество камер на дорогах выросло в десятки раз: с 15 стационарных датчиков в июле 2012-го только на главной магистрали страны до более 300 стационарных и 30 мобильных систем на всех белорусских трассах. В таких условиях сравнивать количество нарушений, которое только в пределах одной области теперь может достигать 300-900 в сутки, в 2012 и 2017 годах было бы некорректно. Поэтому стражи порядка предпочитают демонстрировать иные цифры: на контролируемых камерами участках дорог улучшилась культура вождения, а в целом по стране число жертв аварий сократилось практически в два раза.
Но и у системы фотофиксации были свои жертвы. Помните, как нарушения скорости, зафиксированные в автоматическом режиме, квалифицировались по частям 1-3 статьи 18.13 КоАП? Наличие в базе таких нарушений влекло повторность, если водитель умудрялся опять превысить скорость больше чем на 20 км/ч и попасться при этом обычному патрулю. Как следствие - увеличенный штраф и вероятность лишиться права управления. Ситуация усложнялась еще и тем, что автовладельцы по незнанию могли не прибегать к обжалованию вынесенных постановлений, если за рулем в момент фотофиксации находились не они, а при наступлении повторности "шевелиться" было уже поздно. Эта узаконенная несправедливость коснулась и услуги по прокату автомобилей. В общем, сколько автовладельцев напрасно было привлечено к ответственности по ч.4 ст.18.13 благодаря камерам, одному небу известно. К счастью, проблема разрешилась летом 2014 года, когда злополучная ст.18.13 была дополнена частями 5-8 - специальными нормами для случаев превышения скорости, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Кстати, из положительного можно вспомнить, что в 2013-м появилась возможность проверить наличие нарушений в интернете, а в 2015-м МВД предложило услугу SMS-оповещения. Платную, правда.
Продолжая разговор о "взаимной любви и ненависти", условными жертвами камер можно считать и двух молодых людей, которые похитили и сожгли камеру фиксации скорости на 57-м километре трассы Могилев - Бобруйск, под Быховом. Не умаляя недопустимости и низости их поступка, подчеркнем: преступники получили по 4 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. То есть испортившие имущество получили приговоры, сопоставимые с теми, что выносят за лишение жизни человека. И как тут не вспомнить другую крайность? Буквально на днях мы писали о том, что сбившему насмерть в состоянии алкогольного опьянения назначают 7 лет колонии-поселения.
Не будем забывать и об огрехах системы извещения о вынесенных постановлениях. "Письма счастья" часто запаздывали, не находили адресата, к делу подключались судебные исполнители. В силу загруженности последних еще в прошлом году стандартной была ситуация, когда люди узнавали о том, что нарушили скоростной режим, спустя месяцы после совершения проступка. Тем самым автовладельцы фактически лишались возможности обжаловать вынесенное постановление. Теперь "письма счастья" получают под роспись, случаи вызова к исполнителю за "протухшими" штрафами стали единичными. Еще была история о том, что в постановлениях, формируемых в автоматическом режиме, средство фиксации скоростного режима называлось таким образом, что давало хоть и формальный, но повод для обжалования. Спустя некоторое время после нашей публикации постановления привели в надлежащий вид.
Как все-таки повлияли на нас камеры, стали ли мы ездить по-другому, что изменилось за последние пять лет в нашем сознании? Этот вопрос мы задали на прошлой неделе читателям.
3% респондентов честно признались в собственной "непробиваемости": они предпочитают нарушать и платить штрафы.
В противовес им 5% сообщили, что нарушают скоростной режим и выбрасывают постановления в мусорное ведро.
Столько же участников опроса - 5% - научились на своих ошибках: они в свое время наполучали штрафов и теперь не лихачат.
Приятно отметить, что немалое число водителей не нуждается в том, чтобы их манеру езды корректировали с помощью камер: они не нарушали ни до 2012 года, ни после.
Наконец, почти каждый второй (49%) ответил, что соблюдает скорость только в месте установки камер, благо места эти у нас обозначены. Хотя сами сотрудники СЗАО "Безопасные дороги Беларуси" признают, что "система фотофиксации реализуется в нашей стране странно: нигде в мире нет такого, чтобы в местах, где находится мобильная камера, стояли предупреждающие знаки". Ну, у нас в стране многое реализуется странно: одни о камерах предупреждают, но прячут их за столбы; другие скорость якобы соблюдают, но только в определенных местах…
В общем, мы, стоящие по разные стороны камер, друг друга стоим и знаем как облупленных. И не станут первые лучше, правдивее и честнее, пока вторые играют крапленой колодой.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ
Фото из архива редакции
ABW.BY