Живущая в московском Зеленограде Ирина Хорошко выучила таблицу умножения в пять лет.
Ранний талант, поддержка семьи, помешанной на математике, а также любимая учительница, превращавшая каждый урок в разгадывание головоломки, помогли ей по-настоящему увлечься этим предметом.
В итоге - научная степень по математической экономике в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова.
"Мой лектор вселил в меня веру в силу цифр и формул, в то, что они помогают предсказывать вещи. В этом смысле этот предмет всегда казался мне волшебным", - говорит она.
Сейчас Ирине 26, она работает научным сотрудником в российской компании онлайн-кредитования ID Finance и создает математические модели, определяющие платежеспособность заемщиков.
Для России это совершенно нормальная ситуация, в отличие от многих других стран мира.
Некоторые исследования свидетельствуют, что во многих европейских странах, если девочка в раннем возрасте интересуется техническими предметами - химией, технологиями, математикой или инженерными науками - то этот интерес, как правило, выдыхается, не успев развиться.
В итоге совсем мало женщин выбирают инженерные или технологические науки для развития карьеры. Почему?
Недавнее исследование, проведенное компанией Microsoft, частично проливает свет на эту проблему.
Проведя 11,5 тыс. собеседований с девочками и молодыми женщинами по всей Европе, авторы пришли к выводу, что их интерес к техническим предметам резко падает к 15 годам.
Виной тому - гендерные и социальные стереотипы, ограниченный круг женских примеров для подражания, а также недостаток поддержки со стороны родителей или учителей.
Все это, однако, не касается России.
Согласно данным ЮНЕСКО, в мире 29% научных исследований проводят женщины. В России - 41%. В Великобритании женщины стали авторами 4% изобретений, а в России этот показатель достигает 15%.
Российские девочки смотрят на технические науки куда позитивнее, их интерес проявляется раньше и длится дольше, говорит Джулиан Ламбертин, управляющий директор компании KRC Research, анализировавшей собеседования для Microsoft.
"У большинства девочек, с которыми мы беседовали в других странах, был слегка игривый подход к техническим наукам, - говорит он. - А в России даже самые молодые были уверены в том, что возможности их будущего трудоустройства, скорее всего, будут зависить от знания точных наук и технических предметов".
В качестве стимулов девочки упоминают одобрение и поддержку со стороны родителей, а также наличие примеров для подражания - женщин, добившихся успеха в этой сфере. К тому же, среди их учителей точных наук тоже преобладали женщины.
Однако на этом различия не заканчиваются.
Департамент образования провел опрос британских тинейджеров, пытаясь понять, что они думают о математике и физике.
В итоге получился список из пяти ключевых слов, которые ассоциативно возникают у девушек при упоминании о точных науках: "мужчины", "уравнения", "скучно", "шаблонно", "неуместно".
Это список помогает понять суть проблемы. В России, тем временем, такой проблемы не существует, считает Джулиан Ламбертин.
"Они действительно это уже прошли, - говорит он. - Здесь считается, что люди должны показывать хорошие результаты по техническим предметам вне зависимости от пола".
Научный прогресс был одним из приоритетов в СССР, говорит Алина Безуглова
Алина Безуглова - глава Российского отделения Tech London Advocates. Эта компания ищет работу в Великобритании для российских талантов.
Алина регулярно проводит мероприятия для женщин-технарей в Великобритании. А в России - нет. Почему?
"На это можно ответить, что мы игнорируем проблему. Или что проблемы вовсе не существует. Я склоняюсь ко второму, - говорит она. - По сравнению с остальными странами Европы мы просто не переживаем из-за женских вопросов".
По ее словам, отчасти российские женщины заняли прочные позиции в науке и технологиях еще в советское время, когда научно-технический прогресс был частью национальных приоритетов.
По мере развития исследовательских институтов техническое образование в СССР становилось доступным каждому, а женщин стимулировали продолжать карьеру в этой сфере.
"В школе мне никто не говорил, что не стоит выбирать технические предметы, потому что я девочка. На работе я тоже не замечаю особенного сексизма, о тебе судят по способностям", - говорит она.
Может быть, свою роль играет национальная психология? Может, учитывая характерную для российских женщин прямолинейность, им просто легче заявить о себе в мире, где доминируют мужчины?
По крайней мере, именно так считает научный сотрудник Московского физико-технического института Эмели Дрэл.
Она вспоминает, как именно эта черта характера помогла ей и еще одной девочке в ее школьной группе углубленного изучения математики.
"Это сделало нас обеих еще более конкурентоспособными и полными решимости доказать самим себе, что мы можем быть лучше мальчиков", - говорит она.
"Думаю, российские женщины довольно уверены в себе, даже оказываясь в меньшинстве. В основном из-за поддержки, которую они получали от родителей с ранних лет, - продолжает она. - Мои никогда не спрашивали, почему я интересовалась математикой или инженерными науками. Это считалось нормальным!"
Ольга Резникова по большей части освоила технические науки самостоятельно, что в итоге помогло ей получить должность старшего специалиста по программному обеспечению.
Она выросла в маленьком приморском городке, населенном в основном шахтерами и рыбаками. Любовь к компьютерам появилась, когда Ольге было четыре года. А потом началась борьба за то, чтобы страсть стала карьерой.
Благодаря онлайн-урокам она освоила основы разработки алгоритмов, машинного обучения и программирования, затем начала зарабатывать деньги, кодируя простые сайты.
Опасаясь застрять на стадии аутсорсинга, она отправилась в Санкт-Петербург для продолжения обучения и поисков лучшей работы.
"В какой-то момент я была единственной женщиной-программистом в нашей компании, - говорит она. - Я сталкивалась с проблемами, потому что не всегда меня воспринимали всерьез. Но я осталась и в итоге зарабатываю на треть больше, чем раньше".
Несмотря на то, что Россия многое в этой сфере делает правильно, до полного равноправия полов здесь еще далеко. Но здесь умеют еще в детстве увлечь девочек математикой и разбудить их воображение.
"А в тех странах, где девочек еще не привлекают эти предметы, хорошо было бы добавлять в школьные программы творческую составляющую и возможность реального применения полученных знаний. А также объяснять ученицам реальную связь между этими предметами и возможностями будущей карьеры", - заключает Джулиан Ламбертин.
Кэролайн Буллок, корреспондент Би-би-си