Найти тему

Промысловики и фрилансеры

После кризиса 2015 года наше государство внимательно присмотрелось к рынку труда и обнаружило, что значительная часть россиян работает вне налогового поля. С одной стороны, это колоссальный резерв пополнения выпадающих доходов бюджета, с другой – резкие шаги могут привести к скачку безработицы и снижению уровня занятости. Попробуем разобраться, что нас ожидает в этом секторе рынка труда.

Что сегодня понимается под неформальной занятостью?

Все большую популярность приобретает научная модель, в рамках которой неформальный сектор рынка труда предстает как состоящий из двух ярусов.

Первый образуют преимущественно неформально занятые по найму, то есть, по сути классический «теневой сектор» с «зарплатами в конвертах», второй – неформальные самозанятые и микропредприниматели – те, кого сейчас принято называть устаревшим, но весьма точным словом «промысловики» и тех, кого обозначают заимствованным термином «фрилансеры».

Структура занятых в неформальном секторе (основная работа), ОНПЗ, 1999–2015, тыс. чел. (Источник: Росстат)
Структура занятых в неформальном секторе (основная работа), ОНПЗ, 1999–2015, тыс. чел. (Источник: Росстат)

Наиболее прочными позициями на рынке труда обладают самозанятые. Они значительно превосходят две другие группы не только по объемам накопленного человеческого капитала, но также по затратам рабочего времени и уровню доходов.

В наиболее уязвимой ситуации находятся случайные работники. Запасы человеческого капитала, продолжительность труда и средние заработки у них ниже не только, чем у самозанятых, но и чем у неформальных наемных работников.

Влияет ли на уровень неформальности на рынке труда экономическая ситуация в стране?

В 1970–80-е годы господствовало представление, что неформальность — спутник экономической отсталости и что экономический рост будет вести к постепенному ее исчезновению, однако позднее стало ясно, что это чрезвычайно наивный и ограниченный взгляд на вещи.

Очень часто экономический рост стимулирует и приводит появлению новых форм неформальности на рынке труда. Это связано со многими факторами, среди которых: развитие малого бизнеса, сдвиг в сторону услуг, миграционные процессы, противоречие между усилением регулирования и его низким качеством.

Статистика последних лет показывает, что масштабы неформальности на российском рынке труда значительны и на протяжении экономически успешных 2000-х годов они неуклонно возрастали.

В чем причины ухода человека в неформальные отношения с работодателем?

Институты рынка труда неоднозначно влияют на издержки и выгоды, связанные с формализацией отношений занятости, на стимулы, подталкивающие к входу в неформальность или, наоборот, к выходу из нее. Решая одни проблемы, они часто создают другие.

Например, агрессивная политика минимальной заработной платы способна выталкивать работников с низкой производительностью из формального сектора, и во многих странах (прежде всего развивающихся) именно так и происходит. Она увеличивает предложение труда в формальном секторе и при этом сокращает в нем спрос на труд. В то же время очень низкое пособие по безработице перенаправляет эти потоки в неформальный сектор.

Каков социальный портрет «неформала» на рынке труда?

Всё зависит от того, кто он? Неформально занятые по найму – это, скорее, молодые люди с невысоким уровнем образования, сосредоточенные в торговле, строительстве и бытовых услугах.

Самозанятые («фрилансеры» и «промысловики») слабо отличаются по возрасту и образованию от формальных работников, однако имеют выраженную профессионально-отраслевую специализацию, связанную с сельским хозяйством, торговлей и оказанием определенных услуг.

С учетом синтеза различных определений «неформальности» можно считать уровень неформальной занятости для России порядка 20–25%, но при этом надо учитывать, что уровень самозанятости в этом секторе не превышает долю в 5-7%.

Доля занятых в неформальном секторе, %.(Источник: Росстат)
Доля занятых в неформальном секторе, %.(Источник: Росстат)

Выгодно ли быть «неформалом»?

Средний неформал (работающий по найму) зарабатывает меньше, чем наемный работник. Величина разрыва – 15–20% -характерна для большинства стран. При этом, ситуация такова, что доходы самозанятых оказываются выше, чем у формальных работников, а тех, кто работает по найму, – намного ниже.

Важно ли государству бороться с неформальностью на рынке труда и каким образом?

Существование неформальной занятости сопряжено не только с издержками, но и с выгодами как для работников, так и для общества в целом. Что из них перевешивает – это всегда открытый вопрос, ответ на который будет меняться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Есть представление, что возрастут заработки людей, вышедших «из тени», их социальная защищенность, бюджет получит дополнительные налоги, увеличатся пенсии. Однако для того, чтобы такое произошло, необходимо одновременно выполнить так много условий, что вряд ли это возможно. И дело не только в том, что даже самые «формализованные» страны не являются на 100% формальными. Ведь многие из наших неформалов ушли в тень вынужденно, поскольку они не востребованы в формальном секторе.

Наш формальный сектор сокращает свой спрос на труд и скорее склонен избавляться от имеющихся работников, нежели привлекать дополнительных. Поэтому насильственная формализация привела бы к сокращению заработков в формальном секторе, росту безработицы и экономической неактивности. Итогом стало бы снижение уровня занятости в экономике и благосостояния всего населения, а также сокращение налоговых поступлений.

Поквартальная динамика неформальности и безработицы, в % от рабочей силы. (Источник: Росстат)
Поквартальная динамика неформальности и безработицы, в % от рабочей силы. (Источник: Росстат)

Если государство все-таки решит вывести самозанятых из тени, как оно сможет это сделать?

Мировой опыт свидетельствует, что борьба с неформальностью не может вестись «в лоб», а репрессивные меры в лучшем случае бессильны. Вполне возможно, что с помощью административного зажима действительно можно (хотя бы частично) вытравить неформальные трудовые отношения, но ценой этого почти наверняка будет резкий рост безработицы и экономической неактивности. При столкновении с дилеммой «неформальная занятость или безработица» едва ли следует делать однозначный выбор в пользу последней.

Публикация подготовлена на основе доклада «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», 2017

Познакомиться с другими нашими публикациями о российском рынке труда можно здесь.