Трилогия Сэма Рейми до сих пор не даёт покоя фанатам "Дружелюбного соседа Человека-паука". Кроме того факта, что это была первая удачная попытка адаптации персонажа комикса на большом экране, картины Рэйми обладали неповторимой атмосферой источника и авторских находок, которые в сумме с отличным набором актёров (Уильям Дефо, Кристен Данст, Джеймс Франко и Тоби Магуайр), душераздирающим музыкальным сопровождением от Дэнни Эльфмана и не плохими по тем временам спецэффектами, подарили кинематографу фактически эталон киноверсии Человека-паука.
В 2004 году вышла вторая часть, которая и по сей день считается лучшей. Со второй попытки Сэм Рейми выжимает максимум из своих персонажей, концентрируя внимание зрителя на эмоциональных переживаниях Питера Паркера, ставя его перед выбором, который определяет его дальнейшую судьбу: "быть или не быть?". Губительный синтез двух несовместимых жизней вынуждает главного героя в буквальном смысле выкинуть свой костюм на помойку, чтобы дать себе шанс на нормальную жизнь. Но когда опасность угрожает родным и близким, то Питер Паркер незамедлительно жертвует собой, ведь с "великой силой приходит великая ответственность". Вторая часть про дружелюбного соседа "въедается" в подкорку зрителю, погружая его в мир не бесстрашного и всесильного супергероя, а обычного человека, подростка, который пытается искупить свои грехи, вымолить прощение за ту самую роковую ночь, когда его жизнь изменилась раз и навсегда. Великолепные диалоги и изумительной красоты и смысловой наполненности эпизоды 13 лет назад не смогли оставить равнодушными ни критиков, ни тем более зрителей. Но после фантастического взлёта последовало сокрушительное падение.
"Человек-паук: Враг в отражении" явился миру в 2007 году и взял амбициозную планку, а вместе с ней завышенные ожидания, которые в конечном итоге погубили картину и режиссерское кресло Сэма Рейми. В третьей части Человеку-пауку противостоял его главный противник и любимец публики - Эдди Брок/Веном, а так же Песочный человек и Гарри Озборн/Зелёный Гоблин. Звучит вкусно, а на деле пусто. Сквозь тонны неуместных "гэгов" и наигранной драмы, характеры героев были плохо прописаны, а злодеи обладали невнятной мотивацией и мешали основной сюжетной линии. Желание затолкать слона в посудную лавку обернулось закономерным бардаком. Справедливости ради стоит отметить, что тем же синдромом "компенсации" страдают картины DC. На такой минорной ноте закончилась целая эпоха Человека-паука на большом экране, вышедшая из под пера Сэма Рейми.
Последствия оказались воистину катастрофическими. Студия Sony торжественно объявляет о перезапуске, который возглавил Марк Уэбб. Обе части вышли провальными из-за плохого сценария, странных дизайнерских решений, удаления нескольких удачных сцен на стадии постпродакшена и излишняя драма. Хотя, стоит признать, что дуэт Эндрю Гарфилда и Эммы Стоунс смотрелся весьма убедительно. Проблемы дилогии заключаются в том, что Уэбб сделал правильный акцент на взаимоотношениях Питера Паркера и Гвен Стейси, но не развивал их, отчего данная сюжетная линия смотрелась сумбурно и порой вовсе глупо и нелогично. Но в данном случае виновата больше сама студия, которая активно подгоняла съемочный процесс к завершению.
В это время Marvel купалась в лучах славы и готовила к выходу новую главу в приключениях Капитана Америка на большом экране под незамысловатым названием "Противостояние". В основу сюжета легло глобальное событие, которое, в какой-то степени, перезапустило комикс-вселенную Marvel - "Гражданская война". В нём величайшие герои земли противостояли друг другу из-за акта об "Обязательной регистрации людей с экстраординарными способностями" (в фильме: "Заковианский договор"), принуждающий всех людей носящих маски, раскрыть свою личность. Стоит отметить, что одну из важнейших ролей в "гражданской войне" сыграл Человек-паук. Что делать и как быть? Тут сработало правило "враг моего врага - мой друг". Marvel нужны были права на персонажа, а Sony - финансовый успех после оглушительного провала. Главы студий Кевин Файги и Эми Паскаль пожали друг другу руки, поделили права на "дружелюбного соседа", и в 2016 году на суд публике явился новый Человек-паук в исполнении молодого британского актёра Тома Холланда. Роль была эпизодической, но весьма яркой и запоминающейся. Братья Руссо весьма удачно "вклинили" персонажа в самый разгар событий.
6 июля 2017 года вышел "Человек-паук: Возвращение домой". Режиссёрское кресло занял Джон Уоттс - человек, чьё резюме не может похвастаться обилием успешных картин, но Marvel умеет работать с режиссерами (Джеймс Ганн тому подтверждение), однако сомнения на счёт успешного перезапуска столь важного и любимого миллионами персонажа, не утихали вплоть до самого выхода картины. Несмотря на весьма бодрый актёрский состав, в помощь Тому Холланду пригласили Роберта Дауни Мл. и великого и ужасного Майкла Китона, отличный дизайн костюма, который отдаёт дань уважения классике и привносит свой интересные и яркие детали, вроде фокусирующийся линз на маске, рекламная кампания Человека-паука была провальной, а трейлеры не самыми впечатляющими. Халтурные постеры напоминали пиар-акцию Железного человека, отчего создавалось впечатление, что весь фильм одеяло будет на себя тянуть Тони Старк. Выбор исполнителей второстепенных ролей смотрелся, мягко говоря, странным, к примеру главного школьного верзилу и хулигана Флеша Томпсона играет щуплый Тони Револори (Отель "Гранд Будапешт"), а образ певицы Зендаи вызывает лёгкое недоумение, которое в финале вырастает до уровня "какого черта?!". Но после просмотра "Человек-паук: Возвращение домой" любые сомнения рассеиваются и можно смело утверждать, что перезапуск удался.
Сюжет стартует спустя некоторое время после битвы в аэропорту, в которой впервые появляется Человек-паук. Питер Паркер ведёт запись всех событий, которые с ним произошли в Берлине и по дороге домой на свой смартфон. У дома его встречает Тони Старк и просит быть просто "дружелюбным соседом Человеком-пауком". Отпускает пару шуток по поводу сексуальности тёти Мэй и дарит костюм. Удивительно, но Железный Человек, выступая в качестве учителя и даже отца Питера, совершенно не мешает основному сюжету, и каждое его появление смотрится логично, Тони Старк служит мостиком между городскими приключениями Человека-паука и глобальными событиями в кинематографической вселенной Marvel.
Ведомый целью стать полноценным членом "Мстителей" Питер каждый день рапортует о своих подвигах помощнику Старка - Хэппи Хогану (Джон Фавро): вернул украденный велик, подсказал бабушке дорогу. Все хорошо, но только герой мечтает о большем. Поздно вечером он натыкается на ограбление банка, ребята, скрывающиеся под масками "Мстителей", и, обладающими оружием созданным на основе технологии "Читаури", приводят Человека-паука к продавцу смертоносного товара - Эдриану Тумбсу/ Стревятнику (Майкл Китон). Суперзлодей в "Возвращении домой" - эталон и это вовсе не шутка. Джон Уоттс не стал изобретать велосипед заново и дал злодею простую, но понятную каждому человеку мотивацию - семья. Дело в том, что после вторжения расы "Читаури" Эдриан Тумбс вложился в бизнес по уборке последствий героических подвигов, но Тони Старк взял эти обязанности на себя, создав аналогичный "Damage Control", тем самым разорив Стревятника. Чтобы спасти свою семью от банкротства Тумбс встаёт на скользкий путь продавца инопланетного оружия. Интересно, что персонаж Майкла Китона вовсе не смотрится злодеем, наоборот он преследует благие цели, вынуждая зрителя не ненавидеть его, а сопереживать.
В этом и состоит успешность картины Уоттса - он даёт своим персонажам ясную, простую, сюжетно объяснимую мотивацию. Человек-паук хочет быть героем, но из-за того, что слишком молод совершает ошибки и берет на себя больше, чем может вынести. Тони Старк пытается стать достойным наставником, привлекая главного героя к ответственности за свои поступки, а Тумбс помогает семье и готов ради неё на всё. Режиссёр нарочито показывает историю "наоборот". Он не рассказывает о становлении Питера как героя, а учит его быть в первую очередь человеком, хорошим племянником, другом, прилежным учеником. Ровно тем же способом, каким главный герой взламывает защиту своего костюма, чтобы использовать весь потенциал заложенный Старком, таким же методом Питер Паркер познаёт все сложности двойной жизни.
Отдельно о новом, высокотехнологичной костюме Человека-паука. Кроме отличного дизайна, он получился очень продуманным, новый "прикид" - это аналог костюма Железного Человека, обладающий огромным множеством функций и девайсов, а так же своим собственным искусственным интеллектом - Карен, диалоги с которой делают облачение "Паучка-чувачка" полноценным персонажем, хоть и эпизодическим. Веб-шутеры перезаряжаются с характерным звуком и за два часа демонстрируют огромный арсенал всевозможных модификаций паутины. Ну и как же можно пройти мимо паучьих "крыльев", которые вызовут приступ ностальгии у любого фаната юного стенолаза. Почти весь потенциал костюма был продемонстрирован в нескольких эпизодах, что является как удачным решением, так и не очень. Проблема в том, что Питер Паркер - вундеркинд и один из умнейших людей вселенной Marvel, поэтому ждёшь тех самых изобретений и девайсов в его исполнении, но кроме самой паутины, все остальное - результат работы и денег Тони Старка. Создаётся такое ощущение, что и сам Человек-паук - детище Железного Человека и без него Питер не стал бы героем. Однако, все кардинально меняется, когда главный герой лишается своей "игрушки". В день выпускного, сюжет обретает весьма неожиданный поворот и Паркер облачается в свою первую, весьма интересную и даже обаятельную своей нелепостью версию костюма.
Нельзя пройти мимо музыкального оформления, за которое в этот раз отвечает Майкл Джаккино ("Мир Юрского Периода", "Рататуй", "Доктор Стрендж"), так же в фильме прозвучала парочка треков из 80-х. Здесь стоит сказать, что когда начала играть композиция знакомая каждому фанату Человека-паука с самого детства во время заставки Marvel, то в голову ненароком пришла мысль, что фильм удался, а в глазах стало невыносимо мокро от ностальгии и уважению создателей к собственному наследию. Великолепный саундтрек, который создаёт атмосферу романтической комедии или ситкома, но ничуть не нарушающий концепцию самой картины.
"Человек-паук: Возвращение домой" - феникс, который, казалось уже погиб после первого перезапуска, но возродился с ещё большей силой и красотой. Это очень простая, яркая и интересная картина, которая изобилует множественными отсылками к оригиналу, интересным главным героем, незамысловатым, но преподносящим неожиданные повороты сценарием. Джон Уоттс подарил миру маленькую историю про героя с большим сердцем, вдохновляясь трилогией Сэма Рейми и "Стражами Галактики" Ганна. Здесь нет зрелищных погонь и схваток, но есть Питер Паркер/Человек-паук - самый настоящий, без прикрас и героического пафоса, который живет, любит, дышит и жертвует собой ради других. Есть Эдриан Тумбс/Стревятник, который просто хочет, чтобы его семья была счастлива чего бы это не стоило. И есть Тони Старк, которому нужен Питер больше, чем он ему, поэтому он шёпотом, из-за кулис просит Человека-паука не спешить, не наломать дров, потому что главная битва ещё впереди.