В условиях снижения общего уровня доверия в мире все большую актуальность обретает анализ свойств лидеров – руководителей организаций и компаний, от которых во-многом зависит образ будущего. Мы предлагаем вам познакомиться первым материалом из серии публикаций, подготовленных на основе исследований лидерских компетенций, проведенных под руководством Тимофея Нестика, старшего научного сотрудника Института психологии РАН
Что такое лидерское поведение и зачем его стоит изучать
Лидерское поведение – это совокупность действий, присущая участнику команды, принимающему решения, которые определяют порядок общих действий. В условиях быстрых изменений и высокой неопределенности все более востребованными становятся две характеристики лидерского поведения. Во-первых, лидерское видение, то есть умение формировать мотивирующий образ будущего. Во-вторых, возможность поддерживать организационный форсайт, то есть способность команды к рефлексии прошлого и будущего, анализу рисков и возможностей.
Лидерское видение – это не просто способность создавать образ совместного будущего, мотивирующий сотрудников, но и умение вовлекать коллег в его разработку и «дорисовывание». Это способность дополнять себя людьми с разными временными ориентациями.
Лидерское видение – это не просто способность создавать образ совместного будущего, мотивирующий сотрудников, но и умение вовлекать коллег в его разработку и «дорисовывание».
Например, американский ученый Питер Сенге и группа известных организационных психологов выделяют видение как одну из четырех важнейших лидерских компетенций (наряду с осмыслением, изобретательством и завязыванием отношений).
Какие характеристики оцениваются при анализе лидерского видения
Среди ключевых характеристик лидерского видения выделяют
– когнитивные (долгосрочность, отчетливость, спланированность),
– аффективные (оценка будущего организации)
– поведенческие (готовность действовать в соответствии с видением, а также пропагандировать это видение среди своих коллег и подчиненных).
Какими преимуществами обладает руководитель с сильным лидерским видением
Лидерское видение, в случае если оно доведено до сотрудников, выполняет несколько важных социально-психологических функций.
Во-первых, оно регулирует совместную деятельность через выравнивание, нормирование представлений о ее конечном результате. Во-вторых, оно поддерживает легитимность власти руководителя, оправдывает нестандартные и непопулярные действия руководителя конечной целью, ради которой они предпринимаются.
Лидерское видение сплочает группу, формируя представление об общей судьбе, общих возможностях и рисках в будущем
В-третьих, лидерское видение защищает позитив внутри группы, позволяя ее участникам преодолевать трудности в настоящем и придавая положительный смысл негативным событиям совместного прошлого. Таким образом, лидерское видение повышает степень успешности совладания группы с кризисом.
В-четвертых, лидерское видение сплочает группу, формируя представление об общей судьбе, общих возможностях и рисках в будущем. Это, в свою очередь, облегчает самоидентификацию членов группы с лидером.
Ключевые характеристики лидеров и как они влияют на формирование образа будущего
Исследования показывают, что отчетливость образа будущего организации тем выше, чем выше возраст и должностной уровень испытуемых. Отчетливость представления о своей роли в будущем организации связана со стажем работы на руководящих должностях. Исследования не выявили значимых связей управленческого видения с полом руководителей. Однако существует прямая связь характеристик лидерского видения с силой организационной идентичности руководителей. По-видимому, чем более значима принадлежность к организации для руководителя, тем больше у него оснований обсуждать ее будущее со своими коллегами.
Отчетливость образа будущего организации тем выше, чем выше возраст и должностной уровень испытуемых
Также была обнаружена довольно сильная взаимосвязь видения будущего организации с общим уровнем эмоционального интеллекта, особенно проявлением эмпатии. Действительно, способность управлять своими эмоциями позволяет сохранять позитивную оценку будущего даже при неблагоприятном для организации или руководителя стечении обстоятельств. Чем внимательнее руководитель к переживаниям своих коллег и подчиненных, чем больше он стремится влиять на их эмоциональное состояние, тем более значимым инструментом социального влияния оказывается для него образ будущего организации и тем более отчетливым этот образ становится в беседах и выступлениях руководителя.
Продолжение следует
Публикация подготовлена на основе доклада “Отношение к будущему в российских управленческих командах”