Грамотная организация госзакупок поможет бюджету экономить больше 300 миллионов долларов в год.
Эксперты составили Рейтинг прозрачности государственных закупок шести стран Восточного Партнерства: Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины.
− Целью исследования было оценить системы госзакупок в разных странах и сравнить их успехи и неудачи, чтобы в каждой из стран что-то улучшить, − рассказывает руководитель проекта «Открытые закупки» в рамках проекта BIPART Владимир Ковалкин.
Авторы рейтинга оценили около 60 показателей, сравнили законодательство о государственных закупках, его применение и работу системы на прозрачность и подотчетность.
Беларусь заняла в рейтинге 4 место. В исследовании говорится, что страна отвечает требованиям прозрачности и отчетности государственных закупок на 70%. Лучше всего дела обстоят у Украины и Грузии. Украина соответствует «идеалу» на 86,2%, Грузия – на 85%. Третье место с показателем почти 74% заняла Молдова.
− Мы находимся в середнячках. Причем если бы сделали такое исследование года четыре назад, страна входила бы в группу лидеров вместе с Грузией. Но в последние годы в Украине были проведены серьезные и успешные реформы госзакупок, − комментирует Владимир Ковалкин.
Грузины и украинцы добились успехов, потому что у них все госзакупки проходят в электронном формате. Это сильно увеличивает прозрачность и конкуренцию, а значит, и снижает цены. Если Беларусь не будет предпринимать никаких шагов, чтобы улучшить ситуацию с системой госзакупок, она еще больше отстанет от этих стран и Молдовы, в которой уже проводят соответствующую реформу, считает экономист.
Среди проблем госзакупок эксперт называет неполное проведение тендеров в электронном формате, несоответствие критериям более выгодной закупки – лучшего варианта в соотношении цены и качества, а также оценки затрат «в течение жизненного цикла». Кроме этого, достаточно низкая подотчетность и прозрачность проведения тендеров позволяют потенциальным коррупционерам проводить серые схемы.
Дешевле не всегда выгодней
− Законодательство о госзакупках не предусматривает подход к выбору победителя на основе метода затрат и выгоды в том случае, когда критериями оценки являются цена и качество, − рассказывает эксперт.
Часто госструктуры покупают самые дешевые товары и услуги. Но в таком подходе не всегда учитываются будущие затраты на обслуживание, срок службы продукта.
− В Беларуси тот закупщик, который хочет купить продукт дороже, но настолько качественней, что он будет работать в три раза дольше, все равно вынужден покупать дешевый товар, − отмечает Владимир Ковалкин.
Пробелы в законе на руку коррупционерам
Закон о госзакупках не предусматривает санкций за его нарушение.
− В Беларуси ответственность собрана в Уголовном и Административном кодексах. Но лучшие практики говорят, что сфера госзакупок − особенная, и в самом законе должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие соблюдение этики при проведении закупок, дополнительные штрафные санкции и ответственность, − считает Владимир Ковалкин.
Когда госструктуры проводят закупку из одного источника, стороны не обязаны предоставлять о ней информацию общественности.
− Раз никто об этом не знает, значит, не может проверить, сопоставить цены. Соответственно, это та сфера, в которой может происходить все что угодно, − комментирует соавтор исследования.
При этом в 2013 году больше 50% сделок по госзакупкам были из одного источника. За год – в 2014-м − их количество увеличилось больше, чем на 10%.
Законодательство о госзакупках не охватывает закупки при строительстве при том, что они составляют около половины госрасходов.
Непрозрачные процедуры соблазняют нечестных чиновников
Законодательство не обязывает публиковать информацию о субподрядчиках сделок по результатам тендера.
− Часто бывает, что тендер выигрывает подставная фирма, а заниматься реализацией работ и услуг начинает та, для которой все организовалось. И отследить это в белорусском формате практически невозможно, − комментирует Владимир Ковалкин.
В законе нет запрета недавним госслужащим после увольнения заниматься какое-то время потенциально заинтересованным бизнесом.
− У госслужащих есть практика, особенно среди молодежи, которая приходит на госслужбу, чтобы наработать контакты, использовать их после ухода в бизнес, − говорит эксперт.
В мировой практике есть мораторий на 5-7 лет для бывшего госслужащего, который занимался госзакупками, участвовать в тендерах в том направлении, где он раньше работал.
Если обязать организации-заказчики публиковать договора и их приложении о заключенных в рамках госзакупок сделок, кроме информации, которая является коммерческой тайной, запретить бумажный документооборот и личные встречи с участниками тендера, вернуть в сферу законодательства о госзакупках сделки в строительстве и исправить другие недочеты, то возможностей для коррупционных схем будет намного меньше, уверен соавтор исследования.
− Для таких стран, как Беларусь, приблизительно 20-25% общего бюджета теряется на коррупции. Из них где-то 10% прямая коррупция, 10-15% − потери, связанные с закупками ненужных, некачественных товаров, − говорит Владимир Ковалкин.
По мнению эксперта, повышение эффективности госзакупок в два раза помогло бы бюджету ежегодно экономить 300-400 миллионов долларов.