Елена Малай
Ровно год назад праздник на Английской набережной в Ницце превратился в день скорби
14 июля 2016 года. Французский национальный праздник — День взятия Бастилии. Но запомнился он горожанам и туристам, прибывшим в Ниццу, не прекрасным настроением, жаркой погодой, духом Франции, витающим в воздухе, или вечерним пиротехническим представлением. Примерно в 22:30 по местному времени 31-летний Мохамед Лауэж-Булель устроил самый страшный теракт в истории города.
Угнав 20-тонный грузовик, выходец из Туниса направил машину в толпу на Английской набережной. В результате теракта погибли 86 человек, еще 308 получили ранения. Среди погибших было двое россиян. Пять наших соотечественников получили ранения. Ответственность за смертельную акцию в итоге взяло на себя ИГИЛ, запрещенное в России.
Кроме ужаса, у многих теракт вызвал чувство злости. И злости не только к исламским фундаменталистам, но и к властям Франции. Они не смогли ни предотвратить теракт, ни действенно отреагировать на него в момент нападения. Полиция, несмотря на массовое мероприятие, оказалась не готова к форс-мажору.
Очевидцы отмечали, что грузовик Renault без каких-либо преград на скорости въехал в толпу и начал сознательно делать зигзаги, чтобы задавить как можно больше людей. Рядом оказались целых три полицейских, которые несколько сот метров пытались догнать грузовик. Пытался остановить его еще и рядовой мотоциклист, запрыгнувший на подножку и несколько раз ударивший террориста. В итоге Лауэж-Булелю удалось проехать без особого сопротивления почти два километра. Потом он начал стрелять по прохожим и полицейским. Жертв могло быть гораздо больше, если бы не прибыли две группы спецназа, которые обстреляли кабину грузовика и уничтожили водителя.
Казалось бы, этот теракт должен был показать не только властям Франции, но и всей остальной Европе, что они беспечно относятся к проблеме терроризма. Но последующие атаки доказали, что особых выводов чиновники не сделали.
После теракта на Английской набережной и до июля 2017 года в Европе состоялись еще 10 заметных террористических акций, в том числе повторяющих сценарий «праздничной» Ниццы.
Самый большой всплеск был сразу после трагедии во Франции. С 18 по 27 июля 2016 года три террористические атаки произошли в Германии, еще одна – опять же во Франции.
Вечером 18 июля вооруженный топором и ножом 17-летний выходец из Афганистана устроил нападение на пассажиров поезда в Вюрцбурге (Бавария). Обошлось без погибших, но четыре человека получили серьезные ранения. Нападавший попытался бежать, но полиция приняла правильное решение и застрелила экстремиста.
Через несколько дней, 24 июля, опять же в баварском городе Ансбах, прогремел взрыв. Террорист дождался, когда более двух тысяч человек начнут расходиться после музыкального фестиваля Ansbach Open. В итоге погиб один человек. Как считает следствие, это был сам подрывник. Еще 12 человек уехали в больницы с ранениями.
В этот же день «пациент» с мачете совершил нападение в Ройтлингене (земля Баден-Вюртемберг). Молодой человек, выходец из Сирии, вначале зарубил беременную женщину, а потом нанес удары еще нескольких прохожим. Полиция Германии отмела версию теракта. Главная версия: преступление было совершено на почве ревности.
Спустя два дня «эстафетная палочка» терроризма вернулась во Францию. 26 июля произошло событие, вошедшее в историю под названием «Теракт в церкви Святого Стефана в Сент-Этьен-дю-Рувре» (Нормандия). Двое террористов восточного происхождения перерезали горло 85-летнему католическому священнику Жаку Амелю и взяли несколько монахинь и прихожан в заложники. Кому-то повезло сбежать, один человек получил тяжелое ранение. Приехавшая полиция застрелила террористов. Позже выяснилось, что один из них – 19-летний Адель Кермиш – находился под домашним арестом и оказался в церкви с электронным браслетом на ноге.
Бедный Жак Амель стал первым священником, убитым во Франции со времен гражданской войны в Вандее. А была эта война в конце XVIII века.
После трагических событий во французской церкви на несколько месяцев наступило затишье. Завершилось оно 19 декабря в Берлине.
Рождественская ярмарка на Брайтшайдплац, много людей, праздничное настроение, 24-летний выходец из Туниса и грузовик-фура. Все, как летом в Ницце, только без такого количества пострадавших. Погибли в результате теракта 11 человек, еще 56 человек получили ранения. Позже был найден убитым водитель фуры – гражданин Польши.
По-настоящему массовых жертв удалось избежать, но все же это был провал. Юный террорист смог сбежать, а немецкая полиция получила свои пару ведер критики. Нашли совершившего кровавую акцию в Берлине Аниса Амри 23 декабря. Он успел перебраться в итальянский Милан, где был застрелен карабинерами.
Вновь затишье — до марта 2017 года, и «эффектное» возвращение. 22 марта на Вестминстерском мосту, а это прям рядом со зданием парламента, очередной террорист на автомобиле взялся давить прохожих. Погибли под колесами трое британцев. Одному из полицейских удалось остановить машину и нанести смертельные ранения нападавшему. Последний «ответил взаимностью» и нанес ножевое ранение правоохранителю, который позже скончался.
Другой «любитель грузовиков» 7 апреля устроил теракт в, казалось бы, спокойной Швеции. Около 15:00 39-летний выходец из Узбекистана, набрав скорость, въехал в толпу людей на перекрестке в центре Стокгольма. Проехав полкилометра, водитель скрылся с места преступления. Погибли 5 человек, 14 получили ранения. Находясь в ужасе, что террорист на свободе, городские власти решили остановить почти весь муниципальный транспорт. Были отменены киносеансы, театральные представления, оцеплены здание парламента и королевский дворец. В итоге нападавшего удалось задержать на заправке в пригороде столицы. Сопротивления он не оказал.
Спустя две недели – 20 апреля – вновь инцидент во Франции. Двое неизвестных замыслили подъехать к полиции и устроить стрельбу. Погибли один полицейский и один нападавший. Еще два сотрудника правопорядка получили ранения. Один из нападавших скрылся. Ответственность за теракт взяло на себя запрещенное в России ИГИЛ.
Резонансный теракт произошел 22 мая на стадионе «Манчестер Арена». 22-летний смертник Салман Рамадан Абеди решил «эффектно закончить» концерт американской певицы Арианы Гранде, совершив самоподрыв. Погибли из-за юного радикала 23 человека, более 100 получили ранения.
После очередного теракта британские власти сообщили, что они кардинально усилили меры безопасности. Вечером 3 июня на тротуар Лондонского моста въехал фургон. Цель у водителя и пассажиров была одна – добиться как можно большего количества жертв. Спустя некоторое время трое нападавших вышли из автомобиля и с ножами начали преследовать прохожих. Все были застрелены полицией. Но число погибших к тому моменту насчитывало восемь человек, еще около полусотни были ранены.
Это теракты, которые произошли в Европе с момента атаки в Ницце. К сожалению, не миновали они и Россию. 3 апреля 22-летний уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов устроил взрыв в метро Санкт-Петербурга. Погибли 15 человек, еще 50 пострадали. Как и после многих других терактов, ответственность за атаку на Северную столицу взяло на себя запрещенное в России ИГИЛ.