Найти тему
Непознанный мир

Книга мёртвых

Среди политеистических верований Древнеегипетский божественный пантеон представляет собой уникальное явление. Уникальность его заключается в том, что, во-первых, у него весьма слабая иерархическая структура, а во-вторых, все боги с течением времени как-бы меняются ролями. Неизменным остается только одно божество – это верховный бог всего пантеона Ра – бог Солнца. Причём, Ра не самый старший из богов, мало того, иногда другие боги управляют им, но сути это не меняет: воля Ра – непреложный закон и никто не осмеливается перечить ему.

И этому есть прагматическое, можно сказать «земное», объяснение. Дело в том, что пантеон Древнего Египта фактически собран из богов разных кланов или городов, мифология некоторых из них могла даже не иметь представления о богах других. Поэтому, с момента создания единого государства жрецы, как могли, притягивали жизнеописания разных богов под общую картину мира, и, что удивительно, смогли добиться определённой гармонии в божественном устройстве. Каждый бог в пантеоне был аналогичен представителю от того или иного региона государства. Ну а фараон, верховный правитель на Земле имел прямую аналогию с богом Ра в божественном мире.

Но, подобная картина была слишком уж примитивной и никак не подходила для такой серьёзной и важной легенды, как обоснование верховной власти фараона. К тому же, Ра – однозначно всемогущ, а фараон нет. Необходима была определенная интрига, и она пришла в виде следующей легенды.

Осирис, внук Ра, из зависти был убит своим братом, Сетом. После чего Сет стал править всем миром живых. Подобная ситуация, естественно, не понравилась сыну Осириса, Гору, и Гор начал борьбу с Сетом. Эта борьба не носила характера войны, скорее, это был судебный процесс, только все роли в нём играли боги. Итогом процесса было признание действий Сета злом, освобождение Осириса из Царства Мёртвых и возврат ему трона Земли. Однако, Осирису так понравился загробный мир, что он решил остаться в нём и судить новоприбывших в него умерших, а вместо себя поставил Гора.

Таким образом, фараон – это не ипостась Ра на Земле, это ипостась Гора. Роль фараона – справедливый суд над жителями Земли. Но и о божественном происхождении забывать нельзя. Поэтому, бога Гора изображают с головой сокола, как у Ра. Но, вместе с тем, на эту голову сокола надет пшент – корона фараонов Северного Египта.

Однако, фараон, как и любой другой человек, смертен. В конце жизненного пути он попадает в царство мёртвых, где должен будет пройти через суд Осириса и ещё 42 богов; но это ещё полбеды, поскольку, чтобы пройти Божественный суд, до него нужно сначала дойти.

Потусторонний мир, изображаемый большинством современных религиозных деятелей, выглядит примерно одинаково: в некоем объёме, именуемом, чистилищем (лимбо, арафом и так далее) пребывает очередь душ, ожидающих страшного суда. Но древнеегипетский загробный мир, Дуат, представлял собой совсем не то. Это было опаснейшее место, обиталище злобных зверей и демонов, пищей которых были только что появившиеся в Дуате души умерших. Чтобы облегчить душе путешествие ко дворцу Осириса, необходимо было всегда под рукой иметь нужную молитву или заклинание, способное отогнать или уничтожить того или иного демона. Помощь в этом вопросе и оказывала древнеегипетская Книга мёртвых – сборник тех самых молитв и заклинаний, написанных под конкретного человека; она отправлялась в последнее путешествие вместе с покойным. Папирус с загробными текстами клался либо прямо в саркофаг вместе с мумией, либо располагался где-то поблизости.

Первоначально, вместо папируса использовалась роспись стен гробницы иероглифами, содержащими практически тот же самый текст, что и Книга мёртвых. Первыми подобными сборниками были «Тексты пирамид», тарированные XXII веком до нашей эры; после них, примерно лет через 300-500 появились более содержательные «Тексты саркофагов». Однако, со временем, стены гробниц стали украшать не «спасительными» гимнами и песнями, а более земными вещами – например, пафосными жизнеописаниями покойного фараона. Молитвы и заговоры для проведения души по Дуату перешли на папирус.

Со временем религиозная свобода позволила использовать пирамиды и Книгу мёртвых не только фараонам, но и высшей знати, а позже и обычным жителям Древнего Египта. Естественно, всё это имело какие-то материальные затраты, однако, равноправие перед смертью теперь имели абсолютно все представители общества.

Написанные по индивидуальному заказу, Книги мёртвых стоили достаточно дорого. Кроме того, провести все ритуальные услуги того времени также было по карману не многим. И зачастую её приобретение осуществлялось в рассрочку или же книга приобреталась по частям. Вначале, например, это был просто сборник самых необходимых молитв, позже, по желанию заказчика он мог быть расширен и дополнен. Кроме того, существовала практика групповых Книг мёртвых, которые заказывали себе целые семьи или кланы; как правило, они имели общее место захоронения.

Со временем, чтобы всё было «как у фараона» в Книги мёртвых обычных людей стали попадать их жизнеописания, как правило, имеющие вид сказаний или притчей. То есть, в этих книгах появлялся момент рассуждений о мотивации «главного героя» и правильности его выводов и действий. Из подробного описания суда Осириса можно понять, что древними египтянами считалось праведным делом, а что было греховно. В целом, можно сказать, что нормы морали древних египтян не сильно-то и отличались от современных, если, конечно, не брать во внимание взгляды на вопрос рабства. Отношение к семье, детям, государству и бизнесу было такое же, как сейчас.

Таким образом, ко времени XVIII династии (1500 г до н.э.) сформировался целый литературно-религиозный жанр, отдельные экземпляры которого дошли до наших дней. Благодаря Книгам мёртвых мы можем узнать не только особенности культовых ритуалов древних египтян, но и понять, что для них было важно в земной жизни, какова была их мораль и духовные ценности.