Накануне Регламентный комитет Верховный Рады посчитал необоснованным представление Генпрокуратуры на снятие депутатской неприкосновенности с народного депутата от «Народного фронта» Евгения Дейдея. Со своей стороны генпрокурор Юрий Луценко сообщил, что представление на Дейдея будет возвращено в прокуратуру, а немотивированные решения комитета или Верховной Рады не остановят ГПУ в привлечении к ответственности отдельных народных депутатов.
Вопрос снятия неприкосновенности с народных депутатов не решится на текущей сессии, парламентарии спокойно разъедутся по отпускам, а вот конфликт вокруг «ПриватБанка» только набирает обороты. Об этом в комментарии InfoResist заявил украинский политолог, директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.
"По поводу «ПриватБанка». Это конфликт из-за Порошенко и Гонтаревой с одной стороны и Коломойским с другой. Если бы все было законно, то давно было бы все в суде и никаких публичных документов не было бы, а суды разбирались с конфликтом между государством и частным банком. Этого нет. Для того, чтобы отвлечь внимание, сейчас используется конфликт по поводу снятия неприкосновенности с некоторых депутатов. А регламентный комитет ничего не решает, на самом деле все должны решить олигархи», - считает Небоженко.
Эксперт напомнил, что заявления генпрокурора о снятии неприкосновенности с некоторых народных депутатов и президента о снятии неприкосновенности со всех парламентариев прозвучали практически одновременно.
«Депутаты не пойдут на это. В какой-то мере (президент – ред.) перебежал дорогу самому честному генеральному прокурору Украины Юрию Луценко. Одно дело снять парламентскую неприкосновенность с пяти депутатов, а другое дело, если сами депутаты снимут с себя», - акцентировал он.
Что же касается работы регламентного комитета, по словам Небоженко, все это закончится ничем.
«Задача комитета не подменять следствие и Генпрокуратуру. Голосование в зале считается выше, чем рекомендация регламентного комитета. Чем это закончится? Ничем это не закончится. И я думаю, что депутаты спокойненько разъедутся по своим дорогим туристическим центрам, к чему они упорно готовятся», - сказал политолог.
Вместе с тем, Небоженко считает, что история конфликта Гонтаревой - Порошенко с Коломойским по поводу «ПриватБанка» только начинается и будет одним из хитов осеннего политического сезона.
«В войне за «ПриватБанк» не Украина сражается с хитрым Коломойским, это сражается группа олигархов со стороны Порошенко и Гонтаревой с олигархом Коломойским. Используется закон, правоохранительные органы. Таким образом, правоохранительные органы и украинский закон не могут быть инициатором конфликта. Неизбежно будет политизация, неизбежно будут подключаться международные органы. Порошенко через прокуратуру и подконтрольные суды будет забирать собственность у Коломойского. Коломойский будет делать то же самое с Порошенко за пределами территории Украины. История печальная, закон не действует, генеральный прокурор просто старается быть добрым в глазах президента», - говорит Небоженко.
По его мнению, президент не мог не понимать, что история сделки с Коломойским закончится крупным финансовым скандалом. Эксперт напомнил, что это второй олигарх, который вошел в конфликт с президентом. Первым был Фирташ, который обижается, что президент не выполнил договоренностей, заключенных перед президентскими выборами.
«Люди, подконтрольные Коломойскому в системе сомнительной власти и народные депутаты, о которых мы мало знаем, теперь будут участвовать в антипрезидентских голосованиях. Как правило, олигархи в конфликтах друг с другом применяют запрещенные методы - черный пиар, какие-то чрезвычайные события, международные рычаги вроде ареста какой-нибудь маленькой цветочной фабрики или свечного заводика, которые подконтрольны президенту Порошенко за границей. И это будет мощнейший удар Порошенко, чтобы заставить Коломойского выполнить публичные обязательства», - прогнозирует Небоженко дальнейшее развитие событий.
Как считает эксперт, проблема финансирования «ПриватБанка» полностью ляжет на экономику Украины.
«На самом деле Коломойскому «ПриватБанк» уже не нужен. Ему важны те активы и система сделки, которая была с Нацбанком. А «ПриватБанк» будет при Украине, украинское государство через Минфин и НБУ будет его финансировать. Здесь ничего не сделаешь.20% населения держат в нем депозиты. Нам достался пустой банк, заменить можно только главу Нацбанка и бывшего главу наблюдательного совета НБУ нынешнего президента Порошенко. Они что не понимали, что Коломойский не уедет пустым за границу?» - говорит Небоженко.
На вопрос, значит ли такое развитие событий, что Коломойский перехитрил всех, эксперт ответил утвердительно.
«Тогда Гонтаревой и Порошенко казалось, что они хитро сыграли с Коломойским. Да, все это было круто. Даже если Коломойский вдруг обнимет Порошенко и возьмет Гонтареву в «ПриватБанк», мы прекрасно понимаем, что никто на Западе не даст на оздоровление «ПриватБанка» огромные суммы. Это придется делать самой Украине. Скорее всего, Коломойский занимается «проблемой минимизации», есть такой циничный термин у бизнесменов "минимизация расходов". Основная стадия длится очень долго. Тут непонятна роль ГПУ: не могут местные юристы не понимать, что все затянется на несколько лет. Почему они решили, что в течение нескольких недель они справятся с проблемой Коломойского? Либо нас вводят в заблуждение, либо успокаивают президента», - считает Небоженко.
По мнению эксперта, претензии правоохранительных органов связаны только с одним - как закончить тот конфликт, в который попала украинская власть с Коломойским.
«Если бы это все было законно, то быстро бы решалось на любом уровне судов. Но так как это было по тайным договоренностям, естественно, Коломойский этим воспользовался. Скажем, договорились о распределении убытка и прибыли. Думаю, тезис такой: не будет никаких снятий неприкосновенностей. Пока мы с вами говорим, Луценко в состоянии прокурорской возбужденности заявил, что даже депутаты, имеющие отношение к нефтяным вышкам, могут быть лишены неприкосновенности. А Бойко возглавляет целую фракцию. Такое ощущение, что власть сама создает препятствия для снятия неприкосновенности", - заключил Небоженко.