Найти тему
Чеснок

Нужно ли белорусам возрождение Речи Посполитой?

16 июня стало известно, что один из минских скверов (тот, который находится за Красным костёлом) назовут в честь Эдварда Войниловича — польского политического и общественного деятеля, помещика, родившегося в 1847 году под Минском.

Эдвард Войнилович. Фото: ru.wikipedia.org
Эдвард Войнилович. Фото: ru.wikipedia.org

Инициатором наименования выступила газета «Советская Белоруссия», журналисты которой назвали Войниловича «сознательным белорусом». Данную идею поддержала комиссия по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других составных частей города.

Однако если изучить происхождение и биографию пана Войниловича, можно убедиться, что его деятельность была направлена на защиту интересов польского, а не белорусского народа. Войнилович имел польское национальное самосознание, что неудивительно, ведь он был представителем шляхетского рода, а белорусская шляхта со времён Речи Посполитой была ополячена.

О его самосознании говорит тот факт, что, переехав в 1918 году из Минска в Варшаву, Эдвард Войнилович стал одним из инициаторов создания «Союза поляков из белорусских окраин».

Кроме того, он всячески поддерживал идею восстановления Речи Посполитой в границах 1772 года, когда в её состав входила и белорусская земля. Так, известно, что в 1919 году Войнилович подписал три письма в адрес тогдашних руководителей Польши, включая Пилсудского, где выражалась благодарность за «продвижение победоносных польских войск к границам Речи Посполитой 1772 года».

Речь Посполитая — государство, где господствовали польский язык и польская культура. В 1696 году всё официальное делопроизводство в этой стране было переведено на польский язык, который приобрёл статус государственного. Происходил постепенный переход белорусской шляхты на польскую культуру, польский язык, польские традиции и обычаи.

После Рижского мирного договора Войнилович высказался и о значении польской идеи на белорусских землях:

«Более ста лет после разделов Польши мы сохраняли в Беларуси католическую веру, польскую идею, национальные традиции, терпели «особые права», преследования, кровью обозначили границы 1772 года».

Безусловно, нет ничего плохого в том, что столичный сквер назовут в честь поляка. До Октябрьской революции он сделал весьма много полезного для Минска, в частности, за свои деньги построил тот самый Красный костел, спонсировал строительство православных церквей, трижды избирался в российскую Госдуму, был членом Госсовета от Минской губернии. Настораживает другое: в республике уже давно наметилась тенденция героизации борцов за восстановление Речи Посполитой, хотя белорусские земли во время вхождения в её состав переживали не лучшие для своего суверенитета времена.

Материалы по теме:

Беларусь в польской матрице

Проект «Междуморье» — чем опасны для белорусов заветы Пилсудского

Сегодня ведётся обсуждение появления в Минске памятника поляку Константину Калиновскому — одному из лидеров шляхетского восстания 1863-1864 гг. Ему нашлось место в новом детальном плане одной из столичных улиц, который разработали архитекторы из «Минскградо».

Константин Калиновский. Фото: ru.wikipedia.org
Константин Калиновский. Фото: ru.wikipedia.org

Многие отечественные историки называют Калиновского «борцом за независимую белорусскую державу» и «первым белорусским революционером». Такой точки зрения придерживались и известные белорусские учёные начала ХХ века — Всеволод Игнатовский и Вацлав Ластовский.

Но есть и иное мнение. Например, историк Самуил Огурский в своей книге «Нарысы па гісторыі рэвалюцыйнага руху на Беларусі (1863—1917)» заявлял, что восстание 1863 г. было организовано польскими помещиками и католическим духовенством и проходило под польскими шовинистическими лозунгами.

Вторая точка зрения заслуживает большего доверия по двум причинам. Во-первых, сам Кастусь называл себя поляком, что подтверждается его словами из одного письма:

«Мы, что живём на земле Польской, что едим хлеб польский, мы, поляки из веков вечных».

Во-вторых, восстание началось с публикации Манифеста Временного национального правительства Польши, в котором ни слова не было о самоопределении белорусского народа. Вдобавок руководство восстания 20 января 1863 года опубликовало еще один Манифест, адресованный белорусам и литовцам, который гласил следующее:

«Польское правительство передает помещичьим и государственным крестьянам навечно без выкупа и платежей землю, которой они до сих пор владели, а все законы русского правительства отменяет, ибо эта земля польская, а не русская».

Стало быть, боролся Калиновский отнюдь не за независимую белорусскую державу.

Следует отметить, что полонизация топонимического и историко-культурного пространства нашей Родины — тренд не только последних лет. Уже долгие годы героизируется поляк Тадеуш Бонавентура Костюшко. В его честь в стране названы несколько улиц: в Бресте, в Гродно, в Жабинке и в Коссово. Родившийся на территории нынешней Беларуси, он поднял восстание за возрождение Речи Посполитой.

Тадеуш Бонавернтура Костюшко. Портрет К. Г. Швайкарта: ru.wikipedia.org
Тадеуш Бонавернтура Костюшко. Портрет К. Г. Швайкарта: ru.wikipedia.org

И хотя все вышеперечисленные деятели являются уроженцами Беларуси, они посвятили свои жизни борьбе за возрождение Речи Посполитой. В связи с чем их наследие имеет гораздо большее значение для истории Польши, чем Беларуси.

И в отечественной исторической науке, и в социокультурном пространстве борцов за возрождение Речи Посполитой зачастую представляют в качестве «борцов за свободу Беларуси», а Речь Посполитую — в качестве белорусской державы, что в корне ошибочно.

Настоящее и будущее строят с помощью собственного исторического опыта. На основании того, каких героев почитает народ, можно многое сказать о направлении его развития. Например, сегодня многие украинцы почитают Бандеру и Шухевича — Украина взяла на вооружение радикальный антисоветский и антироссийский дискурс. Как только Прибалтика решила покончить с советским и российским наследием, там сразу дегероизировали Красную Армию и стали почитать националистов, а порой и откровенных нацистских коллаборационистов. В новейшей истории даже появился новый термин — «война памятников», который по своей сути означает борьбу разных идей за социокультурное пространство в стране.

Памятники в честь поляков, борцов за Речь Посполитую, называние улиц и скверов их именами в Беларуси будут символизировать принятие и одобрение их идей. Подобные акции являются атакой на коллективные представления о прошлом белорусского народа, героизируют его полонизаторов. Изменения представления о прошлом скажется соответствующим образом и на представлении о будущем Беларуси, может в некоторой мере усилить в народе пропольские настроения, а это вряд ли будет соответствовать интересам белорусского народа и государства.

Златан Митрич

Если Вам интересна эта информация — жмите "мне нравится",

оставляйте комментарии и делитесь ей с друзьями в группе Вконтакте: https://vk.com/4esnok_by

Подписывайтесь на нас в Живом Журнале: http://4esnok-by.livejournal.com/ ,

Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/4esnok/

Твиттере: https://twitter.com/4esnok_by

Одноклассниках: https://ok.ru/group/54150698631417

Telegram: https://t.me/chesnokby

Лучшая награда - это репост!

Благодарим за интерес к нашим публикациям!

Вы можете поддержать общественно-политический журнал «Чеснок» финансово:

Yandex.Money: 410014217705914

Источник: https://4esnok.by/analitika/vozrozhdenie-rp/