Найти тему
ether108

5 приёмов английского продюсера Йена Дэйвенпорта в студии

MP3, VST, FLAC, CC – в какой момент эти технологии появились на музыкальном рынке? У меня наконец дошли руки прочитать структурированный лонгрид Звуки.ру о том, как менялась индустрия с 1996 года и он стоит внимания.

Например, я для себя открыл, что DRM - это общее названия для множества технологий, а приём Pay What You Want стал популярным благодаря сотрудникам Courtyard Management, которые предложили Radiohead продавать их альбом "In Rainbows" за любую цену, предложенную покупателем.

Приятно знать, что с этими людьми меня отделяет одно рукопожатие – год назад я брал интервью у Кирилла из группы Slightlykilld о записи на студии Courtyard и он показывал мне фотографии из их менеджерского офиса. Об их сотрудничестве с продюсером Courtyard Йенном Дэйвенпортом я писал вот тут:

Многие музыканты мечтают сотрудничать с английскими специалистами и наладить контакт с английскими группами. Московский гитарист Кирилл Богданов взял инициативу в свои руки и организовал для своей группы Slightlykilld запись альбома с английским продюсером Йеном Дэйвенпортом (Ian Davenport). Так как я мечтаю создавать крутые музыкальные продукты, я встретился с Кириллом и расспросил его о методах, которые продюсер пластинок Supergrass, Band of Skulls и барабанщика Radiohead Фила Селуэя использовал при работе со Slightlykilld в студии.

1. Совместный отбор материала

Работа продюсера с группой началась за полгода до поездки - Slightlykilld высылали Йену записи с репетиций и черновики, а он давал группе обратную связь. Иногда Йен предлагал изменения в структуре композиции, меняя местами части песни и посылая компиляцию обратно. В итоге Йен с группой отобрали 3 песни, почти все они были сокращены до 3-4 минут. Не слишком ли это мало? «Ваша задача - сказать этой работой “привет!” и сразу же “пока!”» – ответил Йен.

2. Тёплый приём

Работа над альбомом велась в Courtyard - небольшой студии под Оксфордом, на втором этаже которой находились спальни для музыкантов. Йен способствовал тому, чтобы участники Slightlykilld получили приглашения для визы, а в аэропорту их встретил (сюрприз!) шофёр группы Radiohead. По прибытии музыканты могли пить, есть, курить в любой части Courtyard, в том числе и аппаратной. Таким образом, продюсер альбома полностью позаботился о том, чтобы группа смогла расслабиться и приступить к работе - сам Йен называл это "Good vibes".

3. Подготовка записи

Йен работал с группой с утра до ночи на протяжении 6 дней. Весь первый день был посвящён настройке мониторинга - каждый музыкант должен был хорошо слышать себя и остальных, чтобы записать черновые дубли (гайды). Также много времени заняла расстановка микрофонов, особенно для ударных. Йен объяснил, что у него нет "стандартного" подхода в выборе микрофонов и их расположения. «Я всегда пробую что-то новое, это позволяет мне развиваться, а группе - добавить оригинальности в звучание», - объясняет он.

4. Работа с дублями

Несмотря на то, что оборудование студии не является топовым, Йен работал с группой с упором на качество. Каждый музыкант записал множество дублей, а после этого - ещё один на удачу ("Last one for luck"). За неделю с группой Йен полностью исписал толстую тетрадь, в которой делал пометки и выделял удачные такты в каждом дубле. (К слову, я часто наблюдал, как отечественные звукорежиссёры отмечают для себя успешные моменты дублей во время записи, но я ни разу не видел, чтобы они это записывали.)

5. Отношение к музыкантам

Во время работы Йен ни разу не дал понять, что кто-то из участников группы плохо играет или в чём-то не разбирается. При этом он не стеснялся предлагать изменения, связанные с инструментами - например, заменить 5-струнный бас на 4-струнный и убрать один из томов с ударной установки. Больше всего времени у Йена ушло на работу с вокалом - они сидели с Полиной несколько дней, расставляя нужные акценты в партии и записывая вокал как можно большими кусками. Посмотрите видео о том, как это происходило: https://youtu.be/QHeGpNajga0

По итогам работы Slightlykilld не только записали и выпустили альбом Tumbler, но и отыграли небольшой тур по английским городам. Вспоминая этот период, Кирилл отмечает: никакой волшебной кнопки «сделать круто» в английских студиях и клубах нет. Однако все музыканты и работники, которые ему встречались, искренне рады знакомиться друг с другом и поддерживать связь. Кроме того, Кирилл подтверждает популярный миф об англичанах, занятых в музыкальной индустрии - они трудоголики. Йен рано приходил, поздно уходил, часто продолжая работать даже во время перерывов, когда группа отдыхала.

Вот несколько материалов по теме:

Альбом Slightlykilld «Tumbler»

https://itun.es/ru/rUZ-6

https://soundcloud.com/slightlyk…/…/slightlykilld-tumbler-ep

Официальный сайт Йена Дэйвенпорта

http://www.ian-davenport.co.uk/studio.html

Рассказ Кирилла о том, как была организована поездка

http://www.furfur.me/furfur/…/heroes-furfur/178757-thoms-car

Видео группы Feedback Aftermath, записанное в студии Йена:

https://youtu.be/vQgSVOD7Vug

А тут сам лонгрид "20 лет Звукам.Ру! Как технологии изменили музыку":

http://www.20.zvuki.ru/