Череда громких преступлений с использованием охотничьего и травматического оружия вновь привлекла внимание российской общественности к долгой и обсуждаемой проблеме гражданского огнестрела. Споры вокруг легализации или запрета оружия продолжаются уже почти три десятилетия — всю историю постсоветской России.
На одном фланге — горячие сторонники полной легализации оружия (по американскому образцу, хотя и в США есть свои нюансы). На другом фланге — консервативная часть россиян, которая убеждена в том, что оружие «нашему брату» давать нельзя. Центр более внушителен и состоит из людей, убежденных в необходимости сохранения текущей ситуации, поскольку законодательство, регламентирующее владение гражданским огнестрельным оружием в Российской Федерации — одно из самых жестких в мире.
Сейчас в России, по официальным данным, на руках у населения имеется около 7,5 млн единиц огнестрельного оружия. Это — легальное оружие, от охотничьего до травматического. Что касается нелегальных «стволов», то различные источники называют куда более внушительные цифры — от 12 млн до 34 млн единиц.
Эксперты считают, что запрет на гражданское оружие неизбежно повлечет за собой рост «черного рынка», так как многие люди убеждены в том, что оружие для самозащиты иметь необходимо. Если они не будут иметь возможность купить его легально, с оформлением лицензии, то начнут искать другие пути. И тогда мы получим лишь ослабление реального контроля государства за оборотом оружия, процветание «черного рынка» и активизацию связанных с ним организованных преступных группировок.