В Комитете Совета Федерации по социальной политике на днях искали пути выхода из больших проблем здравоохранения. Решили, что не может быть доступной медицинской помощи при дефиците кадров, а сегодня вакантны 27% ставок участковых терапевтов, 23% - врачей общей практики и 18% - педиатров. Качественной помощи «не может быть выше уровня полученного образования», убеждена сенатор Людмила Козлова, а повышение социального статуса и престижа труда нереально при нынешней системе оплаты труда медиков.
По мнению сенатора, необходимо повысить базовые оклады, увеличив фонд зарплаты, а не решать этот вопрос стимулирующими надбавками, уменьшая объёмы медицинской помощи и сокращая персонал, увеличивая нагрузки на оставшихся работников. Полезно выдавать медработникам жилищные сертификаты по аналогии с военными: «Если медики будут знать, что у них есть надежда получить такой сертификат, а значит, в дальнейшем, и квартиру, эта «головная боль» отпадёт, они будут больше внимания уделять работе, пациентам».
Замминистра образования Людмила Огородова видит решение проблемы кадрового дефицита в рамках своего функционала, простирающегося исключительно на образовательный уровень, а именно, в грамотном составлении договора о целевом обучении, чтобы оба участника – работодатель и будущий выпускник ВУЗа безоговорочно исполняли взятые обязательства. В случае отказа целевика от работы, обязать взыскивать с него всё затраченное на обучение. Над этими поправками в закон и работает сегодня Минобр.
Высказанные сенаторами и чиновниками предложения не могут ни быть полезными для улучшения труда и жизни работников здравоохранения, переживающего оптимизацию. На отчёте в Госдуме председатель Счётной палаты Татьяны Голиковой так оценила процесс оптимизации: «Но при этом я должна сказать, что в ряде субъектов оптимизация проводилась, ну если не сказать грубо, то бездумно. И те ресурсы, которые были получены за счёт оптимизации, того экономического эффекта, который должен был быть от этого получен, не принесли».
Оказалось, что без объяснения причин в прошлом году ФФОМС на 191 миллиард или 19% сократил фонд заработной платы медработников. При этом расходы на лекарства выросли вдвое, когда «мы вроде бы проводим соответствующую работу по контролю за ценами», стоимость рецепта увеличилась на 25%, а самих рецептов было выписано на 2,1 миллиона меньше. Статьи расходов на зарплату и медикаменты разные, но финансирование идёт «одним потоком», и когда где-то деньги убывают, то в другом месте прибывают. ФФОМС делает всё, чтобы качественное лечение пациентов было не в интересах врача.
Козлова: Необходимо повысить престиж специальности медицинских работников и преподавателей профильных вузов (www.council.gov.ru)
Татьяна Голикова: объем средств, направляемых ФОМС на зарплату медикам, сократился в 2016 году на 191 млрд рублей (www.medvestnik.ru)
Бесплатный сыр (www.medvestnik.ru)
А также по теме:
Контроль работы ЛПУ для ФОМС всегда сопряжён с учётом собственной выгоды, аналогично положению голодного козла в лодке, полной капусты. Сколько бы средств ФОМС не получил из рук государства, он по любому поводу возвратит часть в свою кубышку…
Экспертиза качества медпомощи вне ОМС должна проводиться в установленном Минздравом порядке, которого не существует. Экспертизу помощи по ОМС имеют право проводить только страховые медицинские организации и фонды ОМС…