25 июня в Париже на аэродроме Ле-Бурже завершилось 52-е международное авиашоу.
Таблица со всеми заказами, анализируемыми ниже, представлена на Aeronautica.online
Перекос в сторону узкого фюзеляжа
В секторе продаж гражданских самолётов его особенностями стали активные продажи узкофюзеляжных магистральных машин на фоне стагнации в широкофюзеляжном сегменте.
Так, суммарные продажи — по твёрдым контрактам — Airbus A320/A320neo и Boeing 737 NG/MAX составили 264 самолёта общей каталожной стоимостью 29,415 миллиардов долларов США.
Те же производители реализовали в твёрдых контрактах A330, A350, Boeing 777 и Boeing 787 всего 49 машин на 13,797 миллиардов долларов по ценам их каталогов. Среди главных причин спада — переизбыток провозных мощностей, нестабильная ситуация на Ближнем Востоке (одном из главных потребителей самых больших моделей) и «затоваренность» основных потребителей, очень активно заключавших контракты в предыдущие годы.
Внутри самого широкого рыночного сегмента оформляется дрейф потребителей к наиболее крупным — в этом случае, самым длинным, — модификациям. Согласно прогнозам Airbus, в среднесрочном периоде рост инфраструктурных возможностей аэропортов будет серьёзно отставать от увеличения пассажирского трафика. Поэтому одной из главных задач перевозчиков становится поместить трафик в имеющиеся слоты — как раз за счёт удлинения фюзеляжа базовых моделей и установки в салон дополнительных кресел.
Характерные примеры в подтверждение — контракты венгерской WizzAir и американской Delta на 10 единиц Airbus A321ceo на каждую компанию и массовые конвертации заказов Boeing в нового члена семейства MAX — самолёт 737 MAX 10.
Виртуальный дебют Десятки
Boeing представил свою самую большую модель в узкофюзеляжном семействе 737 MAX лишь в виртуальном исполнении: самолёт ещё не собран, так как не завершены работы по созданию более мощного шасси, которое потребовалось с удлинением центроплана и ростом массы самолёта.
Однако такого запуска оказалось достаточно для оглушительного публичного эффекта, получения твёрдых заказов на 43 самолёта именно этого исполнения и замен в девяти ранее заключённых контрактах, где пользователи выбрали 214 машин 737 MAX 10 вместо ранее указанных «младших» представителей семейства.
В этом свете сделанное в первый день авиашоу заявление Джона Лихи (John Leahy), главного операционного директора Airbus, о том, что «MAX 10 является конкурентом для MAX 9, а не Airbus A321neoLR» кажется вполне подтверждённым фактами.
Продажи самого европейского гиганта в этом секторе - 132 самолёта A320neo/321ceo/321neo на 14,684 миллиарда долларов в твёрдых контрактах.
Региональный сегмент: Embraer забирает продажи реактивных, ATR — турбовинтовых
А их конкуренты не продают ничего.
И если канадский Bombardier прикрыл своё тяжёлое положение заключением двух ранее подготовленных контрактов — с Philippine Airlines и Ethiopian Airlines суммарно на 12 своих турбовинтовых хитов Q400, — то ни Сухой, ни COMAC ничем подобным приукрасить статистику не смогли.
В активе бразильского Embraer 18 проданных самолётов на 1,054 миллиарда долларов США.
ATR — заключавший заказы почти до самого закрытия бизнес-части шоу в пятницу — завершил форум с четырьмя проданными самолётами на 0,11 миллиарда долларов по ценам своего каталога.
CFM убирает с рынка Pratt & Whitney
В части, менее освещаемой для широкой публики, — продаж гражданских авиадвигателей, — настоящий разгром учинило CFM International, совместное предприятие авиастроительного подразделения американского концерна GE и французского аэрокосмического гиганта Safran.
Подобно Airbus и Boeing на рынке самолётов, они соревнуются с Pratt & Whitney за право ставить свои силовые установки на те самые популярные на рынке узкофюзеляжные машины главных авиастроителей.
CFM International продал своих LEAP-1 на общую сумму в 27,3 миллиарда долларов США, среди крупнейших покупателей на авиашоу — китайские авиакомпании Spring Airlines (120 двигателей), China Southern Airlines (100 двигателей), China Eastern Airlines (140 двигателей), британо-испанская авиационная корпорация International Airlines Group (British Airways, Aer Lingus, Iberia, Vueling, Level; 110 единиц), американская лизинговая компания GE Capital Aviation Services (200 единиц), ICBC Leasing (80 единиц), Air Lease Corp. (50 единиц) и российский ВЭБ-лизинг (40 единиц).
Pratt & Whitney не продал в Париже ни одной пары из своих аналогичных PW1000G.