Когда-то огромный общественный резонанс вызвало моё «Открытое письмо преподавателя литературы», и я очень радовалась тому, как удалось отстоять традиционные подходы к образованию.
Победа с отменой кондаковского варианта ФГОСов означала, что у моих учеников-математиков осталась возможность изучать русский язык и литературу как полноценные предметы, а не в формате интегрированного курса «словесность»; что сохранится предмет «история» вместо странного «Россия в мире»; что обязательными предметами будут не только ОБЖ и физкультура, но и другие дисциплины, и их будет не шесть, а больше. Казалось, что какое-то время можно будет работать, как в 90-е годы, свободно развивая способности учеников. Это было давно, в 2011 году.
Обошли с тыла: как-то совсем незаметно школа стала безумным придатком к бесчисленным испытаниям последнего года обучения. Немногие к концу 11 класса продолжают ценить годы, проведенные в школе, и не случайно выпускные вечера заменены на великолепие «Алых парусов», где уже не разглядеть лиц и не слышно имён.
Нагрузки сегодняшних выпускников
18-летнего молодого человека уничтожают школьные рутинные процессы. Покажите школу, где резко повзрослевшие 18-летние не решают бесконечные ДКР, ВПР, ЕГЭ — всё в тестовом формате. На глазах уничтожается сама юношеская природа и фактически убивается любое желание, любая мечта, любой выбор. Попытки минимизировать эти процессы приводят к волне возмущений родителей одиннадцатиклассников, в панике ожидающих от школы только одного — движения к высоким баллам ЕГЭ.
Самые сознательные помнят, что школа призвана работать по заявленным и оплаченным государством программам, но единообразные задания ЕГЭ, изменяющиеся только по принципу упрощения, провоцируют общую страсть к «натаскиванию». Все знают: можно добиться от школьника высокого балла, если настроить его на бесконечный рутинный процесс, а значит, родители и школа в едином порыве пытаются навсегда отбить желание учиться и достигать достойных целей.
Психологически невозможно готовиться одновременно и к ЕГЭ, и к олимпиадам, дающим 100-балльные сертификаты к ЕГЭ, и к традиционному сочинению, и к вступительным испытаниям к вузы, у которых есть собственные экзамены.
Всё это принципиально разные виды деятельности, взятые из разных образовательных моделей. При этом все одиннадцатиклассники, претендующие на поступление в серьёзные вузы, вынуждены постоянно переключаться от школьного процесса к необходимости участия в разного рода «соревновательным активностям».
Самые яркие и сильные, одурев от необходимых процедур, перестают что бы то ни было делать, и они правы: у тех, кто не ходит в школу вообще, баллы зачастую выше, чем у тех, кто занимался день и ночь. Разница между способным учеником-тружеником и способным бездельником на ЕГЭ не проявляется вообще — слишком хорошо работает формула подсчёта, уравнивающая всех в границах 65-75 баллов. Большинство выпускников давно уже «раскусило» эту особенность ЕГЭ, нивелирующую все личные усилия.
Не будем забывать, что одиннадцатикласснику нужно получить ещё и аттестат с хорошими оценками, который раньше назывался «аттестатом зрелости». А если попадаются принципиальные учителя литературы и истории (у математиков и физиков), учителя математики и физики, биологи и химии (у ребят-гуманитариев), которые не входят в положение несчастного выпускника, мечущегося между разными «активностями»? Думаю, всем понятно, что происходит: непонимание в лучшем случае. В худшем — гнев, конфликты, раздражение от того, что «школа не понимает выпускника» и требует невозможного.
А что в учебных программах?
Представим ситуацию, что школа продолжает качественно работать и даёт широкое академическое образование до конца 11 класса, формально выполняя требования по ДКР, ВПР, ЕГЭ, не делая на них акцента, например, за счёт качественной подготовки ребят до 10 класса. Думаете, в 11 классе дети продолжат изучать курс истории? Вовсе нет. По новой линейной (не концентрической) программе это всё тот же самый кондаковский курс «Россия в мире», а полноценный курс истории XX века заканчивается в 10 классе. Классической состыковки «литература-история» больше нет.
Надеетесь, что курс литературы XX века будет прочитан до конца? Да, в том случае, если половина ребят, написав в декабре сочинение и сходя с ума от страха в преддверии ЕГЭ, не ушли на занятия к репетиторам, которые нынче работают даже по утрам. Думаете, преподаватель биологии или химии сумеет перенаправить выпускников — математиков и гуманитариев — на выполнение своих заданий в разгар подготовки к ЕГЭ? Нет, ничего подобного. Больше половины учебных часов в 11 классе — полная профанация, как для учителя, так и для ученика.
Программы не изменились с 80-х — 90-х годов, учебные планы сохраняются до сих пор.
Содержание «примерных образовательных программ» никто не пытается менять в ногу с победным шествием по стране ФГОС, хотя давно пора. Однако никакого смысла в них нет — реальной проверки того, как они осваиваются, не происходит. В общем-то, по заявленным в рабочих программах темам продолжают работать единицы.
Пожалуй, есть два предмета в 11 классе, которые действительно нужны всем. Это русский и английский языки. Однако ЕГЭ по русскому доведено до абсурда простотой и примитивностью заданий «на адекватность», а систематично посещать английский язык технарям и биологам в преддверии столь важных испытаний незачем. Язык вполне можно доучить и после школы.
Как устроены занятия на последнем этапе обучения
Олимпиады, конкурсы, сдача нормативов ГТО, необходимость получения медицинских справок — всё это происходит в школьные часы и отнимает у сильного выпускника до 30 процентов учебного времени. А ведь есть ещё необходимость «включиться» в непрерывно идущий процесс, а также проектная и исследовательская работа. Зачем всё это, если по статистике до 70% «олимпиадников» оказываются исключенными уже на 3 курсе престижных вузов, потому что им не привиты элементарные навыки учебной и профессиональной деятельности?
Когда уничтожена школа как институт, когда ни один её элемент не соответствует другому, когда заявленные в новых ФГОСах принципы свободы и гуманизации образования оборачиваются рутинным решением однообразных тестов, мы неизбежно расстаёмся и с традиционными школьными событиями — прежде всего выпускным и последним звонком.
В 2016 году на подготовку к первому (для многих судьбоносному) ЕГЭ дали один день.
Выпускники вынуждены были выбирать: готовить ли благодарность любимым учителям к последнему звонку 25 мая, или хотя бы на пару-тройку дней засесть за повторение перед ЕГЭ по литературе 27 мая. В этом году ЕГЭ перенесли на 29 мая, однако благодарности учителям всё меньше, и последний звонок становится лишь формальным актом в воспоминание о старой доброй традиции поблагодарить учителей за их труд.
В 11 классе уже не до образования, тем более, что к ЕГЭ учителя, как провозглашено с высоких трибун, не имеют никакого отношения — почти у всех детей репетиторы. В 2017 году многим пришлось отменить парикмахерские, платья, заказанные на 21-24 июня рестораны и кафе: аттестаты невозможно выдавать до того момента, как будут объявлены результаты по русскому языку. А это должно было произойти 26 июня! Школам повезло: начальство смилостивилось и объявило результаты аж 19 июня — некоторые успели в запланированные сроки выдать аттестаты.
Как не растерять полученные в школе знания?
Родителям и выпускникам, измотанным бессмысленностью выпускных процедур, дела нет до подлинного корня всех зол. У них рядом причина раздражения — школа. За год, как только замаячит впереди ЕГЭ, оказываются перечёркнуты все усилия замечательных педагогов, забыты традиции, утрачена благодарность. Виновниками всей школьной неразберихи оказываются конкретные классные руководители, завучи, директора — заложники хаоса, царящего в школьной образовательной «системе», где уже не найти никаких основ, осмысленности и соответствий, и где мало кто помнит о целях образования, о смысле проведённых в школе лет.
Переход на домашнее обучение в 10 классе для изучения программы 10-11 классов, и сдача ЕГЭ в 17 лет — это, пожалуй, единственно разумное, что сегодня можно предложить молодому человеку, желающему не перечеркнуть полученное в школе образование и спасти год жизни для достойных свершений.
Для остальных будет каждый год готовиться великолепный праздник «Алые паруса», ведь надо выполнить запрос на достойные цели, красивые мечты. Если их отнимают на маленьком личном пространстве, если перечёркнуто пространство Школы, то, несомненно, нужно восполнить эту недостачу на глобальном уровне. Школу «разбомбили» рядом организационных решений. Теперь ничего не остается, кроме как вкладывать миллионы, чтобы скрыть тягостное впечатление от этого итога.
Насколько всё великолепие «Алых парусов» применимо к каждому отдельному выпускнику петербургской или российской школы? Хочется верить, что это подарок каждому. Но почему тогда так последовательно, каждым мероприятием, каждым новшеством, каждым организационным решением, отнимают Школу — 11 лет жизни — у наших ребят?
Источник: newtonew