Промышленный и индустриальный туризм явление в мире не новое. Экскурсии в свои цеха водят многие производители самой различной техники, от VW до Boeing. Еще не так давно представить, чтобы человек с улицы мог пройти в цеха любого из наших машиностроительных заводов было не возможно. Но времена меняются. Клуб организаторов промышленных экскурсий пополнил тракторный завод.
Справедливости ради необходимо отметить, что МТЗ в Беларуси не первый, кто стал организовывать такие экскурсии. Первым был все-таки БелАЗ, который начал развивать такое направление деятельности года два назад. МТЗ водит к себе экскурсии с февраля, а сейчас появилась новая "фишка": турист может перевоплотиться в сборщика и, грубо говоря, закрутить гайку на конвейере. Мы побывали на такой экскурсии вместе с первой группой туристов-сборщиков.
Чтобы попасть на экскурсию, необходимо у "башен-близнецов" свернуть налево и пройти метров двести вдоль парка МТЗ. Парк, кстати, сделали хороший. На спортивных площадках действительно катаются дети на скейтах, а на лавочках сидят отдыхающие. Есть и "точка общепита", причем с бесплатным WI-FI.
Сбор — в здании, где к осени должен открыться новый музей МТЗ. Обещают, что это будет настоящий технический музей с натурными образцами раритетных тракторов, а не "ленинская комната". А вот сувенирная лавка уже действует. Ого! Саратовскую модельку МТЗ-82 до сих пор, оказывается, можно купить. Помню, в начале 1990-х такая была хрустальной мечтой для моей коллекции. Стоила очень приличных денег. Сейчас стоит дешево, коробка, правда, другая, но игрушечный тракторок ровно тот же, что был в мое детство. В суматохе не успел купить, но вернусь и куплю обязательно.
В экскурсионной группе пять человек. Больше в одну группу взять не могут, так как каждый турист должен выполнить несколько сборочных операций. Большее количество туристов одной группы в ритм конвейера не вписать. Пожалуй, пятерка туристов для одной группы такого типа — оптимум. Нынешняя группа, первая по этой программе, вероятно, была сильно удивлена количеством прессы. Туристов — пять, а журналистов — человек 25. Одних только телеканалов было чуть ли не больше, чем туристов.
Начинается экскурсия с небольшой выставки продукции, организованной у проходной. Здесь представлен практически весь серийный модельный ряд. Для нас наиболее интересно вновь взглянуть на экспортоориентированные кабриоверсии МТЗ, которых нет на наших дорогах. Можно мысленно перенестись во Вьетнам или Камбоджу, где много таких машин. Фотографироваться туристы предпочитают больше всего именно в них.
Дальше прогулка по центральной аллее. Здесь буквально каждое здание пропитано историей. На этом, например, "клеймо" 1946-й год. Именно с этих мест когда-то начинался тракторный завод. Причем сперва здесь делали… военные самолеты, а только потом — трактора.
Аллея невероятно зеленая. Обилию зелени позавидуют иные городские бульвары. Есть совсем старые деревья, еще с "тех" времен. Недавно высадили новые. Если бы не шум цехов да проносящиеся мимо внутризоводские транспортные трактора со звенящими деталями на прицепчиках, то можно было бы подумать, что ты не на заводе, а в парке.
Экскурсовод достаточно подробно и интересно рассказывает об эволюции завода. Видно, что человек говорит не заученным текстом, а рассказывает о том, что действительно знает и чем искренне интересуется. Это чувствуется и это действительно важно.
Главные события разворачиваются в этом сборочном цеху, расположенном примерно в полукилометре от проходной. На конвейерной сборке все тот же МТЗ-82, советскую модельку которого продают в сувенирной лавке. Этому трактору уже больше 40 лет и он до сих пор бестселлер, так как универсален для большинства видов работ и стоит при этом относительно недорого.
Эх, знакомая форма кабины! Помню в еще более давние советские времена продавалась сборная модель такого трактора и именно такую кабину я выклеивал из пластмассовых деталек. Теперь увидел процесс ее рождения вживую.
Цех, кстати, вполне чистый и с хорошим освещением. Никакой специальной отдельной "показухи" тут не наводят. Все "как в жизни".
Но вернемся к туристам. Один из них был из США. Если вы подумали, что бравый чернокожий парень - это и есть американский турист, вы ошибаетесь. Это как раз кадровый сборщик конвейера тракторного завода, самый настоящий.
А это реальный американский турист. Зовут его Ханс Хеймбургер. Он из американского Лонг-Бич, что в Калифорнии. Если погуглить, то можно выяснить, что это достаточно известный путешественник. Бывал очень много где, объездил почти всю Россию и вот добрался до Беларуси.
Далее начинается аттракцион, который, собственно, и является главной целью экскурсии "Собери трактор". Краткий инструктаж — и туристы выполняют такие операции, как подсборка переднего крана, подсборка панели с тросом аварийного останова двигателя, подключение троса аварийного останова к топливному насосу двигателя. Конечно, заводские специалисты за всем этим наблюдают и, конечно, в случае "косяка" операцию потом повторят штатные заводские сборщики. Так что элемент "Собери трактор" — это больше шоу, чем серьезное участие в производственном процессе, но иностранцам нравится. Вот Ханс устанавливает рулевое колесо под пристальным вниманием десятка журналистов.
По завершении экскурсии участникам выдают сертификаты с национальным орнаментом за подписью генерального директора ОАО "МТЗ" Федора Домотенко, подтверждающие, что обладатель сего документа уссердно участвовал в сборке трактора "Беларус". Как экзотический "прикол" для иностранца такой сертификат, конечно, может послужить украшением коллекции артефактов других стран. В общем, все туристы остались довольны.
Собственно, сама программа "Собери трактор" появилась на основе пожеланий предыдущих экскурсантов. Прежде туристы только смотрели, теперь могут прикоснуться к прекрасному. Стоит это всего 9 рублей "за проход" и еще 9 рублей — за участие в сборке. Для американца или швейцарца это вообще смешные и чисто символические деньги.
А для МТЗ это, естественно, тоже не заработок, а исключительно имидж и PR. В дальнейшем должна появится еще одна экскурсионная программа, включающая в себя тест-драйв трактора. У меня тоже есть пожелание. Мне не хватило знакомства с производством. Сборочный конвейер одной модели — это не весь завод. А было бы интересно посмотреть литейку, штамповочное производство, экспериментальный цех, склады готовой продукции. В процессе экскурсии в нынешнем виде турист не видит даже 10% территории завода, а лично мне (как потенциальному туристу) было интересно ознакомится более тщательно с производственным циклом. Думаю, стоило бы продумать и такую отдельную программу.
Дмитрий ГЛАДКИЙ
Фото автора
ABW.BY