Для быстрого, но в то же время детального анализа бизнеса достаточно ответить всего на четыре вопроса: кто, что, кому и как продает?
Хочу рассказать об организации и постановке управленческого учета с точки зрения генерального директора на примере дистрибуторской компании. Если окинуть взглядом свысока всю деятельность компании, то для быстрого, но в то же время детального анализа результатов деятельности любой компании нам достаточно ответить всего на четыре вопроса:
1. Кто в компании продает (отделы, направления, менеджеры)?
2. Что продает (товары, услуги)?
3. Кому продает (регионы, клиенты)?
4. Как продает (с какими показателями наценки, с какими издержками и с какой длительностью по времени мы получим деньги)?
В общем-то, и все. Больше ничего не надо знать. Другое дело, что эти четыре раздела можно разбить на другие составляющие, которые дадут нам возможность проследить все вариации и нюансы. Другими словами, параметры отчетов должны давать возможность рассмотреть ситуацию со всех сторон. Это очень важно.
С другой стороны, отчеты должны быть просты и понятны, количество параметров должно уместиться на формате А4. Иначе все это будет трудным для усвоения, для быстрого и регулярного просмотра.
Где мы зарабатываем, и где теряем?
Задача одна – понять, где, когда и на чем мы зарабатываем деньги, и кто и на чем их теряет. Чтобы это понять, предлагается простой принцип.
Чем больше параметров анализа (клиент, магазин, категория товара или позиция, клиент или поставщик) могут получить свои прямые издержки в вашей ERP-системе, тем лучше. А это в свою очередь возможно только при детальном разнесении всех издержек в правильно построенной системе управленческого учета.
Побеждает тот, кто сумеет увидеть и отнести все виды поступлений и издержек на каждую операцию вплоть до каждой позиции и получить таким образом не только настоящую картину происходящего, но и тем самым спрогнозировать условно чистую прибыль операции (по позиции, торговой марке, товарной группе, контракту, поставщику...) раньше, чем операция начнет выполняться. Чтобы ее вовремя скорректировать, если прогноз окажется неудовлетворительным.