Найти в Дзене
Франция на русском

Только я один существую

Наверняка, у каждого думающего в голове проскальзывала мысль "а что, если я один, а вы - плод моего воображения?". Помню, еще в детстве я стала обращаться к этой идее, когда мне жутко страшно было что-то сделать. "Они не настоящие", - подбадривал мой внутренний голос. И это работало!
Только вспомните, вы смотрите на своего родителя, и что-то кажется странным, вы впадаете в сомнение. Спрашиваете: "Мам, а ты настоящая?" Ведь невозможно влезть в голову другому человеку, невозможно увидеть, есть ли у него что-то внутри, именуемое душой, психикой, сознанием, как хотите. Все, абсолютно все, присущее другому, может быть доступно вам лишь объективно. Материализованная "внутренность" сквозь призму вашего собственного восприятия, - вот, что нам
дано. Никогда, никогда мы не узнаем, что в человеке прячется, таится, хранится до лучших времен.

Какая-то безысходность, не находите? В эту безысходность впал и Беркли еще в 18 веке. Солипсизм - так называется философская идея о том, что несомненно, единственно реально лишь наше субъективное восприятие. Остальное - не какая-нибудь объективная действительность, а продукт нашего сознания. "Эгоцентрично", - подумали этики. И это, пожалуй, единственное, чем можно уколоть солипсиста. Своего рода самокритика получается. Хотя даже это заявление можно парировать, как "вот уж мое воображение разыгралось".

Сложно живется таким эгоистам. Представьте, всю жизнь рефлексировать, да и еще и с элементами самобичевания (критика присутствует в повседневности каждого). Если весь мир твой, можно же горы свернуть, можно, как в "Матрице", лететь и пули останавливать. Но что получается? Наше сознание занимается мазохизмом? Мы сами причиняем себе вред, создавая образы нищеты вокруг, грязи и жестокости? Да и раз я пишу это, то пишу сама себе, получается, - кто "мы"-то?

Нет уж, в такие дебри лезть не хочется, да и никакой умственной закалки не хватит. Мы общаемся с другими, чтобы не разговаривать со своим внутренним "Я". Регулярно занимаемся самообманом, теряемся в гуще чужих идей, беспрекословно веря всему, что не мы сами продуцировали. Все это говорит о том, что мы либо все существуем, либо я не хочу поверить в грандиозную субъективность.

Как-то не по себе от таких мыслей.