Найти тему
Канал «О!»

Разрешать ли детям смотреть телевизор?

Оглавление

Отвечает психолог Анна Скавитина.

Zurijeta/Shutterstock.com
Zurijeta/Shutterstock.com

Споры о том, вреден или полезен телевизор детям, начались ровно с момента появления телевидения. Первые исследования и выводы о влиянии ТВ были сделаны еще тогда, когда голубой экран был далеко не в каждом доме. На сегодняшний день мы вынуждены признать, что телевизоры и компьютеры, планшеты и телефоны стали для наших детей настоящими «виртуальными няньками». Влияние гаджетов на здоровье и психику ребенка регулярно исследуется учеными и обсуждается на научных конференциях, данные приводятся противоречивые, но главное, в чем все сходятся: мы не в состоянии притормозить прогресс и запретить использование электронных устройств детьми.

Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»
Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»

Современные родители чаще всего придерживаются одной из двух совершенно противоположных тенденций.

Родители-противники

Такие родители категорически запрещают детям смотреть телевизор и пользоваться компьютером, причем, стараются делать это как можно дольше. Максимум, на что они готовы – это диафильмы.

Идея: гаджеты вредят здоровью и развитию ребенка, портят опорно-двигательный аппарат, гарантируют близорукость, способствуют ожирению, насаждают насилие, активируют агрессию, провоцируют гиперактивность. Ребенок должен расти в естественной среде, как было раньше.

Минусы такого подхода: ребенку труднее находить общий язык со сверстниками, он «не в теме», чувствует себя «белой вороной», часто страдает кругозор или его знания не всегда совпадают со знаниями сверстников, не учится пользоваться сложными техническими устройствами, не использует их для поиска новых знаний. Старается обмануть родителей и пользуется тайно гаджетами друзей и одноклассников. Тогда как «родители-противники» считают, что догнать ровесников никогда не поздно: вот вырастет ребенок, окрепнет психика и пусть пользуется гаджетами, но ограниченно.

Родители, которые идут в ногу со временем

Такие родители считают, что ограничивать детей в пользовании телевизором и гаджетами бессмысленно, так как ребенок все равно найдет возможность преодолеть запрет.

Идея: гаджеты освобождают мам и пап от перегруженности детьми, а дети через телевизор получают всю необходимую информацию о жизни.

Минусы такого подхода: дети проводят у экранов много часов в день без движения. У таких детей часто наблюдается задержка психического и/или речевого развития. Их воображение не развивается, так как они потребляют готовые сюжеты. На воспитание начинает влиять телевизор, а не мама и папа. А чему он научит, не всегда понятно, если содержание передач не ограничивается.

Мнение психолога

Психологи не любят крайности. Они ратуют за бережное отношение к личности, за то, чтобы и ребенок, и родители использовали телевидение для развития, а не для отдыха мам и пап от собственных детей. Развернутых исследований о времени, которое ребенок может провести у экрана телевизора или компьютера в день без вреда для здоровья учеными не проводилось.

Тем не менее, на многих ресурсах ссылаются на рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). А она, между прочим, запрещает детям до трех лет даже показывать гаджеты. Детям-дошкольникам старше трех лет позволяется проводить перед экраном телевизора не более 30 минут, младшеклассникам – 30-60 минут, а средним и старшим школьникам от 1 до 3 часов. Интересно, что на официальном сайте ВОЗ эта информация отсутствует, а в докладе «Развитие детей в раннем возрасте в Европейском регионе: потребности, тенденции и разработка политики» влияние телевизора вообще практически не указывается.

Давайте разберемся поподробнее с каждой возрастной группой.

Дети от 0 до 12 месяцев

Детям до года телевизор однозначно для развития не полезен. Никакие передачи, помеченные возрастной маркировкой 0+ не помогают развивать ребенка. Известный эксперимент показал, что мозговая активность младенца при просмотре телевизионной передачи для малышей никак не отличается от того, что происходит в его голове, когда он смотрит на вращающийся барабан стиральной машины. Младенца до года развивает общение со значимыми близкими людьми, сидение на руках или в слинге у мамы и теплая спокойная обстановка в доме. Желательно исключить даже фоновый просмотр телевизора при ребенке.

Дети от года до двух лет

В этом возрасте дети уже начинают понимать, что телевизор, компьютер, телефон – это такие ценные предметы, которые часто используют взрослые. И, соответственно, тянуться к ним, показывать, что им надо дать пульт, подержать телефон, понажимать на кнопки. В этот период желательно не смотреть телевизор с включенным на максимум звуком, а также избегать просмотра передач, демонстрирующих жестокость, так как они провоцируют дополнительную тревогу у родителей, а она, в свою очередь, транслируется ребенку. В результате малыш может вести себя беспокойно. Если вам удастся удержаться и не показывать ребенку теле- и компьютерные программы в этом возрасте – прекрасно. Кстати, во Франции, например, вообще запрещено производить программы для детей младше двух лет.

Дети от 2 до 3 лет

Возраст, когда можно попробовать познакомить детей с первыми мультфильмами. Ищите простую анимацию с понятными сюжетами, медленным темпом смены кадров, не громкой музыкой. Ограничьте просмотр несколькими минутами. Не включайте телевизор вместе с едой, это провоцирует в последствие пищевые расстройства.

Дети от 3 до 5 лет

Время, когда ребенок может смотреть мультфильмы и первые познавательные передачи. В этом возрасте детям важно получать информацию из разных источников: от родителей – пока самых важных просветителей, сверстников, из книг и медиа, например, журналов или телевидения. Важно контролировать то, что ребенок смотрит. Он осваивает нормы поведения из мультфильмов и передач, учится общаться со сверстниками, неосознанно примеряет на себя разные роли героев. Лучше, чтобы в первый раз вы смотрели мультфильм или телепрограмму вместе, чтобы в случае необходимости у взрослого была возможность объяснить действия героев и происходящие на экране события. Желательно не смотреть телевизор больше 20-30 минут подряд, после просмотра обязательно подвигаться, погулять. Смотреть лучше всего передачи, рекомендованные по возрасту.

Дети старше 5 лет

Дети в этом возрасте активно развивают эмоциональный интеллект, их психика становится более устойчивой, готовой к более интенсивному режиму, быстрому темпу смены кадров, насыщенному информацией видеоряду. Выбирая передачи, интересующие ребенка содержательно, смотрите, чтобы он не сидел перед экраном больше 30 минут. С этого возраста можно (но не каждый день!) разрешать просмотр полнометражного мультфильма, фильма, телепередачи.

Liderina/Shutterstock.com
Liderina/Shutterstock.com

Это важно!

Не ориентируйтесь на возрастную маркировку. Если рядом с названием стоит 0+ - это не значит, что мультфильм качественный и полезный, и его можно показывать новорожденным. Это значит только то, что он не содержит сцен насилия, не пропагандирует курение и так далее. Приложите усилия: выберите для ребенка программы, которые вам покажутся важными, обучающими, развивающими.

Спрашивайте себя каждый раз: чему мой ребенок научится, когда это посмотрит? Узнает ли он что-то важное? Хочу ли я, чтобы мой ребенок это узнал в этом возрасте? Даже если вы включаете телевизор для развлечения или отвлечения ребенка, вы должны знать, что во время просмотра его мозг не отдыхает, а работает: он запоминает, усваивает, берет пример.

Сейчас появилось много качественных детских программ, которые разрабатывают педагоги и психологи, старающиеся заложить нравственные основы, полезные знания и навыки в передачи, рекомендуемые для просмотра детьми и родителями. Побудьте экспертом для своего ребенка – выбирайте для него достойный контент.

Читайте также:

Ученые обнаружили гены, влияющие на интеллект

Анна Скавитина: «Телевидение - серьезный конкурент для воспитателей и учителей»