Найти тему
zautra.by

Историк: Читаю школьный учебник, и у меня ощущение, что холодная война не закончилась

Фото: eurocafe.by
Фото: eurocafe.by

О ХХ веке школьникам рассказывают в макромасштабе, используя советскую риторику.

Исследование учебников для 9-11 классов по всемирной истории и истории Беларуси презентовал историк Алексей Браточкин.

Министерство говорит автору, о чем написать

История в Беларуси идеологизирована, преподавание под контролем государства, а создание учебников непрозрачно, уверен Алексей Браточкин, руководитель Центра публичной истории Европейского колледжа LiberalArts.

— Авторы получают в Министерстве образования список того, о чем должны написать. На учебнике стоят фамилии, но при этом один из авторов сказал: «Это еще не означает, что я автор». Учебник проходит исправление, – рассказывает исследователь.

Видение истории и идентичности, транслируемое через учебники, определяется различными нормативными документами, например, «Концепцией учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» или «Образовательным стандартом учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси».

Согласно им, история должна помогать самосознанию учеников, укреплять национальную безопасность, формировать патриотизм.

— Хочется вытянуться по струнке. Все это – пустые слова, а поставленные цели не достигаются, – считает историк.

Холодная война не закончилась

В репертуаре историков старые теории – советский марксизм и формационный подход. О людях говорят, разделяя их на классы, но чем ближе к сегодняшнему дню, тем беднее набор определений. Одно из последних – «мы потомки культурно-исторического наследия»

Учебники истории до сих пор содержат элементы антизападной и антиамериканской пропаганды. Например, «важнейшим фактором современных международных отношений стало влияние США, роль которых значительно возросла после распада СССР. <…>стремятся к установлению контроля над энергетическими ресурсами планеты».

— Когда я читал школьный учебник о ХХ веке, у меня было ощущение, что холодная война не закончилась, – говорит Алексей Браточкин.

Европа и США – в вечном кризисе

Беларусь в учебниках отделена от западной цивилизации, и отказ принять взаимное влияние чувствуется до сих пор. Нет транснационального подхода, что очень удобно для нормализации собственной истории: у нас все в порядке, а почему компьютеры появились позже – неважно.

СССР оказался чуть ли не единственной страной, где не было колониализма: любое вмешательство описывается как «влияние на рост национально-освободительного движения».

Зато при описании США и Европы ХХ века одно из центральных понятий – кризис.

Продолжение здесь