Брак его родителей был несчастливым. Отец Ришара, крупный текстильный промышленник, постоянно изменял матери и просаживал все деньги на скачках, в конце концов промотав все свое миллионное состояние. Родители Ришара развелись, когда мальчику было всего 3 года. После их развода Ришар жил и воспитывался в доме своего деда по отцовской линии, денег на содержание ребенка у отца не было.
Ришара отправили учиться в обычную школу-пансион, в которой учились дети рабочих. Каждый понедельник в школу Ришара привозил водитель на роскошном лимузине. На выходные Ришара забирали из пансиона домой. Когда он был дома, общаться с «простолюдинами» ему было запрещено. Так что отношений с одноклассниками у мальчика не сложилось – дети сторонились богатого аристократа и были настроены агрессивно. Как потом вспоминал в своих интервью великий комик, в школе ему приходилось надевать маску клоуна и смешить окружающих, потому что он быстро понял – если смеются, значит, бить не будут. Ришар не заискивал перед ребятами, просто в конфликтных ситуациях он старался использовать юмор. В одном своем интервью он об этом сказал: «Когда человек к тебе агрессивно настроен, он выстраивает некий непреодолимый барьер в общении. Пробить эту стену нереально. Противостоять можно только юмором. Когда твой оппонент начинает смеяться, он скидывает броню, с ним уже можно говорить». Ришар научился умело пародировать других, и своими выходками порой вызывал возмущение учителей, которые постоянно напоминали ему о недостойности такого поведения для потомка древнего рода. Про свое детство Ришар вспоминал, что оно прошло «под домашним арестом».
Семья Ришара рассчитывала, что он станет промышленником или крупным государственным чиновником. Но, когда Ришару исполнилось 18 лет, он объявил о своем решении стать артистом. Конечно, родители были против, и мальчику пришлось бежать из дома и разорвать все связи с семьей. «С восстания за право распоряжаться своей судьбой и началась моя актерская жизнь» – вспоминает актер.
Он приехал в Париж, где попытался поступить на театральные курсы. Но тут его ждала неудача – его не приняли, аргументировав отказ неподходящей внешностью Ришара, не достаточно привлекательной для профессии. Однако он проявил упорство и добился, что его приняли на драматические курсы Шарля Дюллена, потом посещал занятия по хореографии у Мориса Бежара, где научился отлично танцевать. Однако Ришару постоянно не везло в театре – ему давали только второстепенные роли. Свою первую большую роль Ришару пришлось долго ждать – до 33 лет.
Вместе с другом Ришар начал подрабатывать на сценах кафе-театров, кабаре и мюзик-холлов, разыгрывая небольшие сценки. Здесь и сформировалось сценическое амплуа великого комика – образ застенчивого, наивного и рассеянного недотепы, вечно попадающего в смешные ситуации, однако в конце успешно побеждающего зло. Впоследствии этот образ стал его «визитной карточкой».
Поворотным моментом в жизни Ришара стала его встреча с режиссером Ивом Робером. 1967 году режиссер пригласил его сняться в картине «Блаженный Александр». Позже актер сам попробовал заняться режиссурой и с 1970 по 1973 год снял 3 картины: «Разиня», «Злоключения Альфреда», «Я ничего не знаю, но скажу все», Ив Робер помогал ему продюссировать эти картины. Но известность Пьер Ришар получил благодаря своей роли в картине Ива Робера «Высокий блондин в черном ботинке» в 1972 году.
Фильм пользовался огромным успехом у зрителей, и вышедшее вслед за ним продолжение «Возвращение высокого блондина» было встречено не менее восторженно. Мировую известность Ришару принесла роль в комидии Франсиса Вебера «Игрушка». В этом фильме Ришар играет главную роль – журналиста Франсуа Перрена, которого начальник, воспользовавшись служебным положением, заставил работать нянькой-«игрушкой» при своем капризном, но как потом оказывается – несчастном, брошенном своими родителями, сыне. В фильме комедия причудливо перемешана с драмой, обнажающей проблему социального неравенства – проблему, так знакомую Ришару с детства.
Очень удачным стал сценический дуэт Пьера Ришара и Жерара Депардье (а в жизни они стали лучшими друзьями). Этот тандем принес миру прекрасные комедии «Беглецы», «Невезучие», «Папаши». Большим успехом пользовалась картина Жерара Ури «Укол зонтиком», в которой Ришар сыграл главную роль. Всего в фильмографии Ришара более 80 картин.
В личной жизни актер всегда отличался скромностью. Его никогда не привлекала дорогая одежда, драгоценности и другие проявления внешнего лоска. Он живет в Париже и до сих пор ездит по городу на стареньком мотоцикле, которому уже более 40 лет. Актер был женат дважды, причем оба брака были продолжительными. Первый брак продлился почти двадцать лет. От первого брака актер имеет двух сыновей, которые стали профессиональными джазовыми музыкантами. Кстати, Ришар никогда не отзывался о своей бывшей жене негативно. Второй брак с бразильской моделью Сейлой Ласерда , которая моложе мужа на 30 лет, оказался долговечным ему уже 20 лет.
В 2016 году Ришару исполнилось 82 года. Помимо актерской карьеры Ришар занимается виноделием. В 1986 году он, по совету своего друга Жерара Депардье, купил виноградник в регионе Лангедок-Руссильон на юге Франции и продает около 10 000 бутылок вина в год, поставляя свое вино в рестораны Франции и Бельгии.
Пьеру Ришару не всегда улыбалась удача. В детстве его дразнили, не всегда любили и понимали, а до 33 лет невезение было постоянным его спутником. Мягкость, неконфликтность, добрый нрав и скромность у этого человека причудливым образом сочетаются с упорством и целеустремленностью, которые довольно неожиданны в нем, если смотреть поверхностно, но отчетливо видны в его поступках и во всем его жизненном пути. «В трудные моменты я смотрел на звезды и верил, что все будет хорошо. Просто надо запастись терпением».