В истории человечества было три формации: архаическая, связанная с охотой и собирательством, аграрная, и индустриальная. Сейчас происходит переход к четвёртой, информационной, формации.
В религии первой формации (анимизме, тотемизме, шаманизме) Бог создатель – это родитель всего сущего и только. Он не вмешивается в судьбы мира. Он либо уходит на покой после творения, либо его убивают боги следующего поколения. Богам и духам в эту эпоху не поклоняются, в понятиях монотеистических религий, потому как по сути они не являются чем-то высшим, по сравнению с человеком. Они могут быть сильнее человека, могут оказать помощь или нанести вред, поэтому нужно уметь с ними обращаться. Нужно владеть магией. А спящий Бог-творец не опасен, но и бесполезен.
С приходом новой формации, аграрной или, по другому, Традиционной, религия оставаясь внешне прежней (политеистичной) по сути становится совсем иной. Боги – это больше не соседи по планете, а жители высшего мира, существа достойные поклонения. Тем не менее древние легенды всё знают, а в них ясно сказано, что эти боги – узурпаторы, а настоящий Бог только один – творец этого мира. Бог-творец перестаёт восприниматься спящим богом, он активно взаимодействует с творением. В аграрной формации Бог воспринимается как самый гланый земледелец и пастух. Он заботится о стаде и саде своём. Воздействовать на него магией не возможно, как не возможно овце заколдовать пастуха.
С приходом индустриальной формации концепция снова поменялась. Бог теперь – это часовщик. Он создал этот мир-механизм, запустил его и более ни как не принимает участия в его работе. Разумеется, как и при предыдущем переходе, сначала форма осталась прежней. Наиболее характерной конфессией сочетающей старую форму и абсолютно новое содержание является кальвинизм. В кальвинизме Бог уже решил как всё будет, все роли расписаны и человек не в силах изменить свою судьбу. Написано на роду быть грешником – будешь грешником без вариантов. Шестерёнки не могут иметь свободной воли. По сути, как и в религии первой формации, в индустриальной религии Бог пассивен. Всё что мог и хотел он уже сделал, не нужно пытаться познать Бога, достаточно познать законы мира. А значит Бога как бы и нет. Как выразился Лавуазье - «Бог? Я не нуждаюсь в этой гипотезе». Как маги охотничьих племён покоряли духов природы, так учёные стали покорять природу, вырывать её тайны, познавать законы. Это был реванш магизма над монотеизмом. Мир перестал быть обработанным полем, очеловеченной природой, он снова стал дикой природой. Как охотники добывали еду в лесах и полях, так капиталисты стали добывать природные ресурсы.
Индустриальная формация называется иначе капитализмом. Капитализм имеет в основе, помимо машинного производства ещё две взаимосвязанные вещи: ссудный процент и углубление разделения труда. Как известно, ссудный процент запрещён в монотеистических религиях, поскольку является, по сути, воровством. Поскольку монотеизм оказался повержен, этот запрет так же был ликвидирован. Теперь на смену гармонии сада земного пришёл Прогресс. Суть прогресса в том, что завтра будет лучше чем вчера. Ты пришёл в банк, взял 100 рублей, а через год вернёшь банку 110. 110 это ведь лучше чем 100? Конечно лучше! Откуда же возьмутся эти 10 рублей? Что бы получить больше денег, нужно больше произвести и продать товара. Для этого нужно 1)затратить меньше времени на производство единицы продукции 2) Найти новых покупателей. Для сокращения времени нужно разбить производство на несколько простых операций, а для появления новых покупателей нужно либо везти товар в новое место, либо убить конкурента. Либо привезти товар на новое место и убить тамошнего твоего конкурента.
Эта система работает не только в экономике, но и в науке. Точнее наука и экономика идут рука об руку. Как в экономике операции всё упрощаются и рабочий уже не имеет представления о всём процессе производства, так и в науке дисциплины всё более узкие и микробиолог понятия не имеет, чем занимается этолог. Но и рост рынков и углубление разделения труда конечны. Рост рынков ограничен пределами планеты Земля, а углубление разделения труда тем, что один удар молотком невозможно разделить на две части. А это означает конец прогресса, конец всё ускоряющегося роста, конец формации. И, конечно, конец противостояния науки и монотеизма.
Как и в предыдущих переходах, сначала новая религия будет иметь старую форму и новое содержание. Мир будет представляться в виде машины, но это будет совсем другая машина. Мир не как часовой механизм, а как компьютерная сеть. Бог как Великий Программист и Системный Администратор. Про системного администратора нельзя сказать, что он ни как не влияет на машину. Как Бог-пастух заботился о стаде, так системный администратор заботится о софте и харде. Наука перестанет находится в конфликте с религией.