Не так давно мы писали о том, что Музей Винсента Ван Гога в Амстердаме опубликовал онлайн внушительную коллекцию японских гравюр 19-го века. Ещё 2500 шедевров японского изобразительного искусства выложила Библиотека Конгресса.
Гравюра на дереве помогла сформировать представление о традиционной японской эстетике во всём мире. Но за более 200-летний период политики самоизоляции ни один чужеземный корабль не мог подплыть к японским берегам. Принято считать, что западному миру Японию открыл американский морской офицер Мэттью Кэлбрейт Перри (1794-1858), возглавивший экспедицию к тихоокеанскому соседу США в 1852 году. В результате его стараний был заключён Канагавский договор и японские порты открылись для американской торговли. Наряду с промышленными товарами через границу потекли и предметы искусства.
Мастера укиё-э в Иокогаме стали активно осваивать новые сюжеты для гравюр на дереве. Наряду с традиционными сценами появились изображения усатых мужчин и женщин в кринолиновых платьях, спешащих по своим делам, спускающихся с кораблей, катающихся на лошадях, наслаждающихся местными развлечениями. Родился новый жанр укиё-э – «иокогама-э» или «картины о Иокогаме».