Найти тему
Слон и ухо

Ровесница Рима Керчь

-2

Поездка в Керчь поучительна.

Живешь cебе, читаешь римских историков, встречаешь упоминания о скифах, Понте Эвксинском, о Митридате Евпаторе и его войне с Римом. Опять-таки ходишь по Эрмитажу, скифским залам и видишь невероятные богатства, что там представлены, думаешь о Меотиде, читаешь Гомера; вздыхаешь.

Скифская золотая ваза, например
Скифская золотая ваза, например

Вот бы, думаешь, приехать в Керчь! Склеп Деметры, думаешь, царские курганы cпят во тьме ночной, дромос 18 метров, мама мия, самый большой античный памятник в бывшем СССР!

Тот самый склеп
Тот самый склеп

Ну что еще? Гора Митридат, на которой удалось-таки врагу Рима испить свою чашу полностью (он много лет боялся быть отравленным и малыми дозами принимал яд). Есть версия, что греки пошли войною на Трою оттого, что троянцы обкладывали данью корабли с знаменитой скифской пшеницей, шедшей в Грецию морем мимо Трои. Мимо Пантикапеи (Керчи) плавали за золотым руном аргонавты. а вокруг мыкались полисы Мирмекий, Тиритака, Пантикапей, Нимфей и еще адова туча полисов. На горе Митридат никого, и по знаменитым развалинам дворца, вкопанного в холм, ползают улитки.

Боспор Киммерийский, о боги! Вы знаете ли, что Боспор в переводе значит "Бычий брод", и буквально - через Керченский пролив из Крыма на Кавказ перегоняли коров (так и видится этот Макар), так мелок он был в то время (сейчас фарватер куда глубже), отсюда - Меотийское болото.

Знаете ли вы о Тмутаракани, Корчеве, Черко, полутора тысячах скифских курганов, грязевых вулканах, Опукском заповеднике, Азовском море, керченской сельди, рыбной столице Крыма, тайном визите Петра, - короче, Керчь это круто.

Надо повторить два раза, потому как Керчь с первого взгляда, скажем мягко, не покоряет.

Под дождем, на машине, в полусером тумане, мы объезжали унылейшие промышленные районы; смотреть было не на что. Все явно думали: «И чего мы сюда приперлись?» Пантикапа, рыбная река с иранского, являла собой натуральную речку вонючку, текшую среди убогих пятиэтажек и над ней занюханные дядечки уныло стояли с удилищами.

Пошли гулять под дождем. Керчь уныла и сера.

Но она — рыбная столица. Вот сарган, и мы его ели - впервые в жизни!

-5

Керчь поражает и со второго раза. Она наглядная иллюстрация изречения sic transit gloria mundi.

На развалинах знаменитой Пантикапеи (почти Карфагена! давнего врага Рима) растут луга и гуляют куры. Туристов там нет. Вся земля покрыта черепками в любом дворе. Коллекцию городского археологического музея можно всю целиком в Эрмитаж.

Зайдешь в убогий двор любой пятиэтажки, а там среди травы, в песочнице торчит кусок мраморной колонны! с капителью! из земли. Это поражает конечно.

В музее археологи нам рассказали, что перед любым строительством в Керчи котлован проверяется 2 сезона археологами.

Что удалось увидеть: развалины Пантикапеи. Вставляет. Гора Митридат, прогулка по ней и у подножия. Вставляет. Храм Иоанна Предтечи, IX век. В греческом стиле.

Антропоморфные стелы на улице прямо. II тыс до нашей эры. Мама! Старше пирамид. Но не вставляет.

Городской археологический музей. Рекомендую. Рыбный рынок Керчи. Горячо рекомендую; огромные свежие камбалы, знаменитая керченская сельдь, как у Маяковского, свежая хамса, как у древних греков, пиленгас, он же кефаль, сарганы... И все свежее за сущие копейки.

Царский курган. Вставляет. Аджимушкайские каменоломни — вход в музей. Вставляет очень, мы же советские дети (Керченско-Феодосийский десант).

Миллионы садовых улиток, как в Кишиневе (я и забыла их).

Мелек-Чесменский курган находится ПРЯМО НА АВТОВОКЗАЛЕ; это просто умопомешательство. Курган за небольшой оградкой стоит себе меж автобусов Баковка-Занюхинск, и тети с курами и сумками снуют мимо. Почти три тысячи лет ему. Открыт 2 раза в неделю. Стерлядку вот тоже не ели.

И вулканы не осмотрены.

Еще там везде моряки. Ехали в Аджимушкай, краем уха разговор в маршрутке, один дядя с обветренным лицом другому: "... я ему говорю, слушай, через этот пролив я вас проведу, но на всю Атлантику фрахтоваться не буду." А?

Нас там принимали за археологов, там каждое лето копают и москвичи, и питерцы. В конце концов Керчь нам понравилась.

На Пегаса я воссевши,

Полечу в страны далеки,

В те я области обширны,

Что Понт Черный облегают,

Протеку страны и веси,

Где стояло сильно царство

Славна древле Мифридата.

Посещу я и Тавриду,

Где столь много всегда было

Превращений, оборотов,

Где кувыркались чредою

Скифы, греки, генуэзцы,

Где последний из Гиреев

Проплясал неловкий танец.

Александр Радищев