Найти тему
Сейчас.ру

Взыскатели идут в ногу со временем: в РФ появились первые мобильные приложения для взаимодействия с должниками

В России стали появляться первые мобильные приложения для взаимодействия коллекторов с должниками. Эти программы разработаны для повышения осведомленности заемщиков о своих долгах и для усовершенствования процесса взыскания.

Подобные мобильные приложения запустили такие коллекторские агентства, как «Сентинел Кредит Менеджмент» (детище Альфа-Банка) и «Кредитэкспресс Финанс», сообщают «Ведомости». Функционал приложений позволяет заемщику узнать о сумме долга, истории платежей, а также обратиться к взыскателям с вопросами. Среди прочих опций – настройка пуш-уведомлений и регулярных платежей.

Участники рынка заявляют, что мобильные приложения не попадают под законодательные ограничения по взаимодействию, поскольку должник добровольно устанавливает программу – значит, добровольно идет на контакт.

А что думают по поводу мобильных предложений эксперты Сейчас.ру?

Как Вы оцениваете эффективность мобильных приложений как инструмента взаимодействия с должниками?

Щербаков Александр (Заместитель директора коллекторского агентства АКМ)

Увы, эффективность взыскания задолженности практически никак не связана с удобством коммуникации между взыскателем и должником. Подобная зависимость, если и существует, то только на самых ранних стадиях просрочки, когда задолженность носит, зачастую, случайный характер. Но такие долги практически никогда не попадают в работу внешних коллекторских агентств. Рассчитывать, что должники с просрочкой более года, а именно они составляют большинство в работе коллекторов, будут инициативно скачивать и использовать некие мобильные приложения для общения с кредитором, на наш взгляд, слишком оптимистично. Статистика наших коллег это только подтверждает.

Чуприс Дмитрий (Заместитель генерального директора по правовым вопросам, Агентство «Центр ЮСБ»)

Идея, что называется, лежала на поверхности, учитывая, что нынче в моде мобильные приложения на почти любые жизненные темы. Это не удивительно, ведь распространенность смартфонов уже имеет глобальный характер.

На данный момент оценить перспективы приложений коллекторских компаний сложно, поскольку мы вторгаемся в область психологии. Обычно владельцы смартфонов используют приложения развлекательного характера, реже – которые приносят пользу, решают какие-то задачи. И те и другие не ассоциируются у людей с чем-то отрицательным. А вот в случае наличия у субъекта просроченной задолженности по кредиту, думаю, что он скорее будет избегать возможностей столкнуться с банком-кредитором и его представителями в лице коллекторов, чтобы лишний раз не испытывать негативные эмоции. Но я не отрицаю, что еще один канал связи с должниками лишним не будет. Не стоит забывать и о тех, кто имеет физиологические ограничения, например, по слуху и/или по речи. И таким заемщикам подобные приложения могут оказаться действительно полезными.

Полагаю, что в ближайшем будущем на эффективность взыскания такие приложения существенно влиять не будут, а значит и инвестировать в их создание станут лишь немногие компании.

Жданухин Дмитрий (Президент Ассоциации корпоративного коллекторства, Генеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н.)

Выпуск такого приложения скорее чисто имиджевый шаг, который особо не повлияет на эффективность взыскания. Дело в том, что потенциальные пользователи таких приложений или установили аналогичную программу того же Альфа-банк, или вряд ли оценят удобство такого рода коммуникации. С другой стороны, это действительно может быть вспомогательным способом обхода ограничений на число контактов с должников по инициативе кредитора или коллектора в соответствии с ФЗ-230.

Центр развития коллекторства в настоящее время рассматривает возможность разработки приложения, которое бы помогало взыскивать долги обычным людям без плотного участия профессионалов. Это могут быть долги по заработной плате, алиментам, нарушению прав потребителей. В такой программе пользователь заполнял бы поля, описывающие проблемную ситуацию, а на выходе получал бы тексты, подготовленные по алгоритмам корпоративного коллекторства. Также в таком приложении была бы возможность краудсорсинга и краудфандинга для работы со сложными долговыми проблемами граждан.