Для меня дизайн — искусство. Так называемое дизайн-мышление не может заменить талант, и даже блестящее владение технологией не более чем владение ремеслом. Статьи и учебники по дизайн-мышлению выглядят как научно-популярные фильмы о том, каким образом мыло удаляет жир с посуды. Но не нужно быть профессором психологии или физики, чтобы понимать, что в крупную яркую кнопку «купить» легче попасть пальцем на мобильном телефоне, чем на мелкую ссылку, это не сложнее, чем помыть посуду. Современный дизайнер — шарлатан, он продает умение секретаря, который собирает презентации в Пауэрпоинте под видом невероятного интеллектуального труда. Этому способствует и общая безграмотность и среди клиентов и среди работников, и большой скачек развития цифровых технологий. Для пожилого руководителя, который с трудом освоил бескнопочный телефон мобильная версия сайта — настоящая магия. И дизайнеры, и верстальщики продолжают дурачить людей, раздувая мыльный пузырь профессиональной экспертизы. Но скоро бизнес догонит технологию, я уже видел молодых топ-менеджеров, которые сами собирают лендинги, знают Питон и могут без прототипа сделать удобный интерфейс. Почему я не дизайнер, а художник? Потому что для меня важно вложить в каждый проект больше, чем того требует бриф. Сделать проект многослойным, чтобы с одной стороны, он решал задачу, а с другой обладал культурной значимостью, как в контексте всей культуры, так и в контексте моего собственного творчества. Художник против дизайнера обладает собственным видением, он привносит в каждую созданную вещь часть своей жизни, своего духовного опыта. Такие проекты многогранны, ведь каждый из них — очень личная история автора. Конечно, такие проекты не могут создаваться конвейером из сотни рук и умов, поэтому цифровой художник будущего владеет всеми необходимыми инструментами, или способен привлечь к узкоспециальным задачам людей так, чтобы целостная картина перенеслась из воображения автора в реальную жизнь с минимальными потерями. Кино, например, не может быть искусством, учитывая какое количество людей влияет на конечный результат. Но мы живем в эпоху цифрового средневековья, где может быть мастер с его подмастерьями, а любой конвейер будет производить на свет уродство, не способное прожить и года, поэтому сайты, даже, хорошие, все переделываются и переделываются. А бизнес продолжает тратить деньги на поддержание армии шарлатанов, которая защищает свое невежество сектантской риторикой. Мне жаль студентов, которым впаривают технологии как универсальный рецепт на все случаи жизни, вместо того, чтобы развивать их собственный уникальный талант. Мне жаль капитализм, который воспитывает бездушную машинку по производству однотипных лендингов. Мне жаль цифровую культуру, ядро которой сейчас — технологический аттракцион. Я не вижу ни мысли, ни сердца в большинстве проектов, которые выпускают мои коллеги по цеху. Я не вижу историй. В страхе перед иронией, боясь подставить хоть часть своей души под ливень насмешек, цифровые медиа копируют сами себя. Боязнь пережить свой собственный опыт и поделиться им с аудиторией превращает дизайнеров в мартышек, бесконечное число которых все ждет появление «Гамлета». Для дизайнера будто не существует многовековой истории искусства, не только российской, но и мировой. Ведь он же Диджитал, ведь это же Технология. Это те же «толстые зады Венер» и «зеленое мясо садов». Неужели нет другой красоты, кроме как бедра моделей и блики бамперов? Пока мыльный пузырь цифровых медиа рождает мертвецов, я вижу закат эпохи возрождения в цифре, вижу как мои ровесники, именитые дизайнеры вызывают отвращение у 20-летних. Вижу, что мало кто из них верит в ценности компании, миссию и всю эту чушь про пользователя, проблему которого нужно решить новым сервисом. Я говорю — к черту технологии, дизайн-мышление и ценности бренда. Вместо этой ереси я хочу отдать публике свою кровь. Только личный опыт автора, только его собственная боль может из продукта сделать легенду, из лендинга шедевр. Пусть я ставлю себе невероятную задачу: объединить бизнес и искусство, сделать из дизайнера художника, вдохнуть жизнь в самое холодное место во вселенной — интернет. Пусть. Но вот что, я больше не могу притворятся, что все хорошо, в нашем маленьком и уютном диджитале. Больше не могу терпеть и поддерживать ложь своих коллег, которые на сложных щах впаривают капиталу свою бездарность. Дизайн — это искусство. А кто мы без искусства?