Найти тему
iMag - новости сегодня

Катар: арабский раздрай дает шанс России и Ирану

На днях на Ближнем Востоке произошёл раскол, которого мало кто ожидал и прогнозировал. Семь влиятельных арабских государств разорвали дипломатические отношения с одной из самых благополучных стран мира – Катаром: по номинальному ВВП на душу населения он находится на одном уровне с Норвегией, Швейцарией и Ирландией, а всего несколько лет назад, во времена высоких нефтяных цен, даже опережал их.

Разумеется, причиной конфликта стало не богатство Катара: его обвинили в поддержке терроризма и угрозе стабильности ближневосточного региона.

Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с этим государством 4 июня, а затем прекратила с ним морское, воздушное и наземное сообщение. Кроме того, Малик Салман аль Сауд запретил своим подданным ездить туда.

По внутреннему валовому продукту на душу населения Катар занимает 1 место среди стран мира
По внутреннему валовому продукту на душу населения Катар занимает 1 место среди стран мира

Формулировка причин разрыва кажется наспех придуманным прикрытием. В то время, как официальный Катар отрицает обвинения в поддержке терроризма, хорошо известно, что именно Саудовская Аравия оказывает помощь радикалам, являясь центром ваххабизма – радикального исламистского течения, духовно окормлявшего такие террористические организации, как аль-Каеда и близкую к ней ан-Нусра. Именно из этой страны были профинансированы многие теракты. Из неё происходят и многие известные на весь мир террористы, например, Усама бен Ладен и Хаттаб, проливший в Чечне немало чужой крови.

Вскоре примеру Саудовской Аравии в разрыве отношений с Катаром последовали Бахрейн, Египет, Йемен, Ливия и Объединённые Арабские Эмираты. К этой славной компании примкнули и страны, которые не входят в арабский мир и находятся далеко от Передней Азии – Мальдивы и Маврикий. У каждого из этих государств нашлись свои претензии к Катару.

Президент Египта возмутился отказом властей Катара выслать лидеров «Братьев-мусульман», а временное правительство Ливии обвинило его в финансировании этого движения и снабжении его оружием.

Йемен заявил о поддержке Катаром шиитских повстанцев-хуситов.

Возглавляемая Саудовской Аравией коалиция, которая сейчас воюет в Йемене, исключила Катар из своих рядов, обвинив его в поддержке ИГИЛ и аль-Каеды.

Примечательно, что все названные выше страны, включая сам Катар, имеют примерно один и тот же политический вектор. Все они – союзники США. В Катаре есть даже штатовская авиационная база аль-Адид и центр по подготовке воздушных операций, который американцы перевели сюда из Саудовской Аравии.

Одна из авиационных баз США расположена в Катаре
Одна из авиационных баз США расположена в Катаре

Так неожиданно для всех богатейшая страна арабского мира стала в нем изгоем. Почему? Ведь подлинная причина явно не соответствуют декларируемым.

Варианты

Возможно, дело в том, что Катар стал в последнее время проводить слишком самостоятельную внешнюю политику и начал налаживать отношения с Ираном и Россией, что не понравилось ни Саудовской Аравии, ни Соединённым Штатам.

Приглядимся к последним событиям. В декабре прошлого года инвестиционный фонд Qatar Investment Authority совместно с Glencore купил 19,5 процентов акций «Роснефти» за 10,2 миллиарда евро, а буквально на днях вёл переговоры о покупке четвертой части капитала Независимой нефтегазовой компании Эдуарда Худайнатова. Обе эти корпорации сегодня находятся под американскими санкциями: Дональд Трамп намеревался снять их ещё в марте, но этого по каким-то причинам не произошло.

Обратим внимание ещё на один факт: на следующий день после того, как восемь арабских стран разорвали отношения с Катаром, эмир этого государства Тамим Бен Хамад Аль Тани обсудил сложившуюся ситуацию с президентом России Владимиром Путиным. К сожалению, подробной информации об их разговоре нет, однако случайным его назвать явно нельзя.

Любопытна и реакция Ирана. Заместитель начальника штаба президента Ирана Хамид Абауталеби немедленно заявил, что разрыв дипломатических отношений и закрытие границ нельзя считать способом разрешения кризиса.

— Агрессия и оккупация не будут иметь никакого результата, но лишь создают нестабильность, — заметил он, но не пояснил, что конкретно имеет в виду.

Можно было подумать, что он подразумевал ситуацию в Сирии, где и Катар, и Саудовская Аравия ведут разные политические линии и поддерживают разные «подшефные» вооружённые формирования. Однако в тот же день секретарь Совета по целесообразности Ирана, бывший генерал Корпуса стражей исламской революции Мохсен Резаи дал этим словам совсем другое объяснение. Он заявил, что Саудовская Аравия якобы стремится поглотить Катар, и уже получила на это «добро» со стороны США и Израиля.

— Саудиты планируют ввести полное опекунство над Катаром после того, как сделали то же с Бахрейном. Это является нарушением суверенитета Катара, – подчеркнул Мохсен Резаи.

Наконец, рахбар Али Хаменеи, фактический глава теократического государства, произнёс несколько загадочную фразу: «Разногласия должны быть урегулированы путём переговоров, но аль Сауд думает только о кровопролитии».

Эмир Катара не так давно в очередной раз заявил о необходимости улучшения отношений с Ираном. Эти государства вынуждены искать пути сближения друг с другом – хотя бы из-за огромного газового месторождения Парс, что в переводе означает «Персия». Оно располагается в территориальных водах обеих стран, но из-за санкций в отношении исламской республики производит и сжижает газ, в основном, эмират. Именно разработка этого месторождения служит главным источником его богатства. Видимо, лапу на него хотят наложить и саудиты.

К слову, и для Ирана, и для России конфликт между арабскими государствами оказался выгодным, потому что спровоцировал рост цен на нефть, а значит, и на газ. Кроме того, у РФ появилась возможность укрепить имидж миротворца и усилить своё влияние на Ближнем Востоке.

Делать на основании этих фактов однозначные и далеко идущие выводы наверное, не стоит. Но версия о том, что все проблемы Катара начались после того, как он начал активное сближение с Россией, выглядит вполне логичной и обоснованной.

Очевидно, кому-то потенциальное усиление двух стран показалось слишком тревожным фактором. А значит, начавшийся раздрай — продуманное и режиссированное действо. Как, впрочем, и многие другие политические процессы в мире.

Мнения и комментарии на странице источника. Будем рады услышать ваше мнение.