Найти тему
Кобзев и Партнеры

Равнозначность помещения и позиция Верховного суда РФ

11 апреля 2017 года Верховный суд РФ (ВС РФ) вынес определение по делу № 81КГ17-2.

Определение, мол, ставит точку в вопросе о том, какое помещение считать равнозначным.

Это определение наделало много шума, что вылилось в многочисленные статьи на ресурсах типа «MAIL.RU».

Общая направленность статей характеризуется паническими заявлениями вроде «Судьи Верховного Суда приняли решение по вопросу, какую квартиру москвичи, живущие в расселяемых пятиэтажках, могут получить по программе реновации».

Разберемся, в чем же дело, и действительно ли москвичи могут делать выводы на основании упомянутой позиции ВС РФ.

Согласно материалам суда, семья из четырех человек (муж с женой, их дочь и внук) жила по социальному найму в многоквартирном доме в Кемеровской области. Дом был признан непригодным, поэтому местная администрация предоставила им новую благоустроенную квартиру. Сначала семья согласилась переехать в нее, заключила новый договор соцнайма, а все члены семьи зарегистрировались в новом жилье.

Однако в дальнейшем наниматели передумали и отказались выезжать из своего непригодного жилья. Они сослались на то, что жили в трехкомнатной квартире (54 кв. м, в том числе жилой 34 кв. м), а переселиться им предложили в двухкомнатную (56 кв. м, в том числе жилой 25 кв. м). Тогда администрация города обратилась в суд с иском о расторжении договора социального найма в аварийном доме и выселении из него.

Все суды региона посчитали, что предоставление жилого помещения в связи со сносом дома носит компенсационный характер и должно гарантировать условия проживания не хуже прежних. По мнению региональных судей, новые квартиры должны быть не меньше сносимых по количеству комнат, размеру общей и жилой площади. Не согласившись с этим решением, администрация города обратилась в Верховный суд.

Высшая судебная инстанция напомнила, что согласно ст. 89 Жилищного кодекса предоставляемое взамен аварийного жилье должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади ранее занимаемому, находиться в черте населенного пункта. То есть критерием равнозначности является соответствие общей площади жилья, а не жилой площади и не количества комнат. Это значит, что никаких нарушений в этом деле не допущено. Кроме того, наниматель сам ранее согласился с предложенным вариантом и добровольно заключил договор соцнайма, который не расторгнут и никем не оспорен. Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

Во-первых, никакого решения Верховный суд не принял (Решением оканчивается рассмотрение дела по существу), а вынес определение о новом рассмотрении дела.

И во-вторых, что очень важно, Верховный суд руководствовался статьей 89 Жилищного кодекса Российской федерации.

Действительно, согласно этой статье предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Однако в Москве (в отличие от Кемерова, где живут стороны рассматриваемого дела) действует не только Жилищный Кодекс РФ, но и Закон г. Москвы от 31.05.2006 N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве".

Согласно п. 4 ст. 6 этого закона, равнозначным жилым помещением признается жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении.

Кроме того, Московской городской Думой 18 мая принят в окончательной (пока окончательной..) редакции Закон г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве". Согласно ст. 4 этого Закона, собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подлежащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые помещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения.

При этом под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше соответственно жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным правовым актом города Москвы;

3) такое жилое помещение расположено в том же районе города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации, за исключением случая, если такой многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или Новомосковском административных округах города Москвы. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа города Москвы, в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации.

Таким образом, московское жилищное законодательство по сравнению с федеральным предлагает больше гарантий.

Какое же законодательство следует применять в Москве, если московское и федеральное не совсем соответствуют друг другу?

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Согласно статье 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из Жилищного Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Статьей 13 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень вопросов, относящихся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами отнесены: определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации по соответствующим договорам установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, предоставление жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и иные вопросы, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные нормативные правовые акты города Москвы.

Принятие законов города Москвы в силу статьи 35 Устава города Москвы относится к компетенции Московской городской Думы.

В соответствии со ст. 41 Устава города Москвы Мэр Москвы подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы либо отклоняет их.

В соответствии с Законом города Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" к полномочиям Московской городской Думы относятся установление порядка распоряжения жилищным фондом города Москвы, определение оснований и порядка предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы.

Принятие нормативных правовых актов города Москвы в силу статьи 44 Устава города Москвы, Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" в жилищной сфере относится к компетенции Правительства Москвы.

Согласно указанному Закону города Москвы к полномочиям Правительства Москвы относятся распоряжение в рамках своих полномочий жилищным фондом города Москвы, предоставление жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по соответствующим видам договоров.

Нормы московского жилищного законодательства установлены в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, им не противоречат, а лишь содержат более широкий список гарантий, улучшающих (а не ухудшающих) права граждан при выселении по сравнении с Жилищным Кодексом.

При таких обстоятельствах применению подлежат нормы московского законодательства (равнозначное жилье означает равное количество комнат, а не только метров).

Таким образом, определение Верховного суда отнюдь не решает судьбу москвичей и к реновации Москвы неприменимо!

В случае возникновения споров юристы нашей организации готовы прийти вам на помощь.

Автор: Адвокат Полина Кузнецова