В Екатеринбурге все еще резонирует новость про школьницу четырнадцати лет, которая хотела стать маньяком. Имена в СМИ не раскрываются, поэтому назовем ее для удобства Верой.
13 марта, на школьной перемене девочка зашла в туалет, где уже стояли ее одноклассницы (скажем, Полина и Света). Полину она попросила выйти, сославшись на психологический эксперимент (в школе проводятся факультативы по психологии). Как только в помещении остались лишь они вдвоем, школьница нанесла Свете удары ножом в живот и по горлу.
Пострадавшая осталась жива, так как оружие оказалось тупым, но была доставлена в больницу с травмами. Сама Вера комментирует эту ситуацию таким образом: ««Я пошла убивать. У меня есть список из 40 жертв, одноклассница была в нем первой». В новостных источниках также сообщается, что девочка является поклонницей книг о серийных маньяков – «Мне так понравился сюжет про серийную убийцу, что я решила почитать что-нибудь в этом духе, - позже призналась девочка на допросе в отделении полиции по делам несовершеннолетних. – Когда я прочитала несколько книг про маньяков, мне захотелось тоже стать серийным убийцей. Ведь их почти никогда не находят, а еще их все уважают».
В отношении нападавшей возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», отметили в СУ СКР по Свердловской области.
Что мы знаем еще?
1. Папа девочки ушел к другой женщине, едва дочке исполнился год. Все это время воспитывалась только мамой и бабушкой, и согласно СМИ, винила себя, что отец их бросил.
2. Ее мама – директор сети оптик, так что с деньгами в семье никогда не было проблем: «Все, что не захочет Вероника, всегда ей покупали».
3. В период с первого по пятый класс, по словам руководителя лицея №109 Андрея Ивонина, была «пятёрочницей, красой и гордостью класса». Затем, Вера с мамой переехали в Пятигорск. Через год, скорее всего из-за карьерных соображений вернулись. Веру взяли обратно в ту же школу, и в тот же класс.
Классный руководитель девочки отмечает, что она стала более замкнутой. Преподавателя насторожило, что Вера перестала посещать какие-либо кружки и секции, хотя раньше она занималась каратэ. Кроме того, у школьницы снизилась успеваемость. На расспросы классного руководителя ответ был один и тот же «В Пятигорске просто была слабая школа».
4. По словам родственников, одноклассников и знакомых, Вера сильно изменилась. «Она стала одеваться во все черное, постоянно грубила маме и бабушке, - уверяют соседи семьи. – Она могла начать кричать на родственников прямо в подъезде или во дворе на глазах у посторонних».
5. Мама Веры отвела дочь к психотерапевту. В большинстве источников говорится, что врач не обнаружил никаких существенных отклонений у подростка, решив, что это острая форма переходного возраста. Вере были прописаны успокоительные таблетки (по некоторым версиям, ей на протяжении недели делались инъекции), а также врач посоветовал больше читать – «это поможет девочке сосредоточиться и направит ее деструктивную энергию в позитивное русло».
6. Нельзя точно установить, какие лекарственные препараты принимала девочка. В одних источниках это простые успокоительные, в других – нечто посерьезнее. Однако даже неправильно подобранное успокоительное может вызвать эпизод агрессии.
7. В компьютерных файлах была обнаружена статья «Что лучше подойдет для убийства – нож или удавка». Попытаемся проанализировать личность нападавшей. Тихая, спокойная девушка. Хобби – чтение книг. Училась на отлично. Ставили в пример. По характеристикам педагогов и школьных психологов – тихая и беспроблемная. Росла в неполной семье.
Из поведения девочки можно выделить ряд психопатологических тенденций, предполагающих наличие дезадаптации и вероятностного личностного расстройства:
1. Чрезмерная замкнутость или психотический аутизм - отстраненность от окружающего мира. Со слов окружающих, педагогов и школьных психологов Вероника была замкнутой и не имела друзей. Аутистичность - известный отрыв от реальности, в сторону неких других ценностей, которые могут быть представлены религиозными, эстетическими, философскими, творческими переживаниями и другими так называемыми духовными потребностями. Как установило следствие, девушка увлекалась фэнтези.
Стоит отметить, что сама по себе аутистичность свойственна и здоровым личностям, однако в случае отклонения принимает гипертрофированные формы.
2. Интроверсия — как следствие вышеприведенных особенностей: психотический аутизм не позволяет наладить контакт с внешним миром, а аутистичность делает подобный контакт с внешним миром не обязательным с точки зрения внутренней логики.
3. Независимость взглядов (или даже отсутствие социальных норм). Не считает нужным руководствоваться общепринятыми правилами. При погруженности в мир собственных переживаний формируется собственная логика мышления, которая во многих случая может показаться паралогичной. Также независимость суждений связана с определенными коммуникативными проблемами, которое не позволяют психопату доверять мнению окружающих людей, и заставляют его искать опору в:
- собственном внутреннем мире
- авторитетных источниках (например, книгах) «увлекалась чтением книг, особенно нравились книги про маньяков»
4. Склонность к фантазированию. (Мечтала стать «Потрошителем», «список из 40 жертв»). Хоть и данная особенность предполагает направление фантазии исключительно вовнутрь, иногда личности с этой особенностью делятся своими фантазиями с окружающими.
5. Отсутствие эмпатии. (Не способна испытывать сострадание, сопереживать.) «Я пошла убивать. У меня есть список из 40 жертв и Полина была в нем первой». Психопатологические проявления, согласно работам Роберта Д. Хаэра - известного исследователя психопатологии - начинают проявляться с 14-летнего возраста.
Исходя из имеющейся информации и проанализировав материал, мы пришли к таким выводам:
1. Есть вероятность психического расстройства.
2. В Пятигорске произошел важный отрицательный опыт – измучили девочку нарзаном, или нечто гораздо более травмирующее, что, наложившись на имеющееся расстройство, подростковый возраст и отсутствие поддержки со стороны (мама занимается карьерой, друзей нет, в интернете одни тролли), ввело девочку в подавленное, депрессивное состояние. Однако, она отчаянно пыталась обратить на себя и свое состояние внимание, что выражалось в довольно провокационном поведении – хэй, посмотрите на меня, я кричу, ну посмотрите.
3. Психиатр не смог увидеть тревожные звоночки и, не распознав ситуацию, выписал препараты, которые вполне могли стать катализатором эпизода. С таблетками вообще шутить не стоит. Например, некоторые успокоительные(!) могут спровоцировать такой эпизод мании у пациента с биполярным расстройством 1 типа, что он будет летать. С шкафа на шкаф.
4. Сама Вера не умеет применять полученные знания на практике. Во-первых, она, даже изучив «теорию» не смогла решить, какое оружие подойдет для убийства лучше, учитывая ее комплекцию. Во-вторых, само мероприятие было крайне непродуманным: покушение на убийство было совершенно в людном месте, полном камер. Остался свидетель (девочка, которую она попросила выйти). Оружие было тупым. Неловко вышло.
Какой вывод мы можем сделать, после анализа этого происшествия?
Последнее время в России участились случаи, в которых дети и подростки представали в образе убийц. Как это предотвратить и не допустить такого же уровня детской преступности как, например, в Америке (стрельба в школах)? Как мы уже писали в статье про культ сериальных маньяков (https://vk.com/wall-62262331_4271), нужно начинать с семьи:
«По словам следователя Амурхана Яндиева именно культ детей является профилактикой серийных убийств». И похоже мы начинаем двигаться именно к этому – совсем недавно прошла новость о старте программы «Десятилетие детства», которая по словам В. Матвиенко, откроет возможности перспективного видения проблем детей.