Найти тему
АККУМУЛЯТОРЫ

Cтартерные АКБ при последовательном включении

Для тех, кому лень читать "что и почему", сразу к выводу: Необходимо подбирать стартерные аккумуляторы по проводимости при их последовательном включении.

А теперь, для тех, кому интересны подробности. Как правило, в грузовых автомобилях применяется напряжение питания бортовой сети 24 В, которое обеспечивается последовательным включением двух или четырех АКБ. Состояние банок в этих АКБ раньше контролировали нагрузочной вилкой, а также проверяя уровень и плотность электролита.

Схема последовательного включения аккумуляторов
Схема последовательного включения аккумуляторов

Современная конструкция АКБ исключает использование нагрузочной вилки для контроля состояния банок. На практике это означает неравномерное (при отсутствии подбора по одинаковым характеристикам последовательно подключаемых АКБ) распределение напряжения, которое приводит к ускоренному падению емкости АКБ при эксплуатации.

В мировой практике применяются электронные уравнители заряда АКБ, которые подключаются параллельно и обеспечивают напряжение на центральной перемычке равное половине напряжения в бортовой цепи. Равномерное распределение напряжения предупреждает перезаряд части банок. Электронные уравнители заряда позволяют подключать к центральной перемычке отдельную бортовую сеть с напряжением 12 Вольт. Существует вредная практика у водителей грузовых автомобилей подключать провод к центральной перемычке для питания бытовой электроники. Это приводит к неравномерному заряду батарей, нижняя батарея получает меньше зарядного тока, сульфатируется и теряет емкость. Верхняя батарея при этом перезаряжена, повышенное напряжение ведёт к выкипанию воды из электролита, что приводит к высыханию батареи и перманентному падению емкости.

Срок службы АКБ при этом значительно сокращается.

Обеспечить равномерное распределение напряжения на АКБ при их последовательном включении и как следствие продлить срок службы можно подбирая их по одинаковым характеристикам (как минимум одной емкости), желательно одного производителя, одной модели, одинаковой проводимости и одинаковой возможности отдавать пусковой ток.

Внутренняя проводимость АКБ – величина уменьшающаяся (относительно «опорной» величины, которая устанавливается в качестве эталонного значения для данного типа батарей производителем) и измеряется на новых полностью заряженных батареях после нескольких циклов заряд-разряд. Для измерения внутренней проводимости АКБ применяется тестер Midtronics START-STOP MDX-655P или MDX-335P. Анализ пригодности батарей работать в паре проводится на основании замера и сравнения внутренней проводимости батарей, разница не должна превышать 5%. Падение проводимости АКБ на 40 процентов относительно опорного значения означает снижение емкости АКБ на 20 процентов. Водители, особенно дальнобойщики, от таких батарей должны при подготовке к зиме избавляться.

Тестер позволяет также при плановом ТО или при подготовке автомобиля к длительному рейсу оценить состояние контактов перемычек АКБ и силовых проводов.

С Уважением, Константинов Михаил (Бэттери Сервис)