В Москве исследователи Института образования НИУ ВШЭ оценили совокупность условий и ресурсов, которые позволяют школам и организациям дополнительного образования реализовывать современные образовательные программы, формирующие компетенции XXI века.
По результатам исследования подготовлен «Индекс инновационной образовательной экосистемы регионов России», представленный на Петербургском международном экономическом форуме – 2017.
Индекс инновационной образовательной экосистемы показывает, как создаются условия для получения качественного образования в разных регионах страны: что представляет собой эта система в целом и по отдельным группам показателей. Проанализированы четыре группы показателей развития общего и дополнительного образования, сформированные на основе статистических данных:
– перспективность кадров (доля молодых педагогов и тьюторов, обучающих детей по индивидуальным учебным планам);
– уровень развития современной информационной среды (оснащенность школ современной техникой и доступом к высокоскоростному Интернету)
– уровень развития электронного и дистанционного обучения
– доступность современных образовательных программ для детей до 3 лет, а также технических и спортивно-технических программ для школьников
Все регионы разделились на три группы: инновационные, развивающиеся и базовые, прокомментировали в Москве сегодня, 5 июня 2017 года, собкору сетевой газеты Янтарный Край – Online Калининград в пресс-службе Института образования НИУ ВШЭ.
В топ-10 инновационных регионов вошли Москва (I место), Тюменская область (II место), Ленинградская область (III место), Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Калининградская область (Калининград), Новгородская область, Республика Удмуртия, Санкт-Петербург, Ярославская область.
Авторы исследования отмечают прямую зависимость между качеством условий, создающих современную экосистему образования, и достижениями школьников. Так, в инновационных регионах доля школ, входящих в Перечень 500 лучших образовательных организаций, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году (топ-500), составила 1,4%, в группе развивающихся регионов – 0,9%, в группе базовых регионов – 0,7%.
«В инновационных регионах уже сегодня создана современная образовательная экосистема, – считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. – Это лидеры, чьи модели развития образовательной инфраструктуры могут стать ориентиром для остальных субъектов Российской Федерации. Усилия этих регионов уже дали свои плоды. Москва – лидер по результатам проведенного исследования – лидер и по числу школ в национальном рейтинге топ-500, также она вошла в пятерку лучших в международном сравнительном исследовании PISA-2016. Это примеры успешного вклада регионов не только в свое будущее, но и в будущее всей страны».
Вместе с тем исследование показало, что наиболее серьезной сегодня является не проблема обеспечения школ современной компьютерной техникой, а недостаточная готовность системы образования к реализации сетевых образовательных программ, внедрению дистанционных технологий, а также дефицит современных компетенций у работающих в школах педагогов. Именно на преодоление этих проблем и могут быть направлены дальнейшие управленческие усилия как на федеральном, так и на региональном уровне.
Финансирование государством системы образования следует воспринимать не как затраты, а как инвестиции. Образовательная инфраструктура серьезно влияет на качество школьного образования, и это необходимо учитывать при создании программ модернизации образования в регионах, подчеркивают авторы исследования.