Найти тему

Топонимика успеха

Недавно в новостной ленте Яндекса мелькнула новость «Активистка партии «Единая Россия» Марина Чаузова предложила переименовать Барнаул в Путинград или Путинберг». Большинство жителей нашего города сочли бы новость шуткой, если бы не видеозапись ее выступления. https://youtu.be/aPMYOcCElXM

Сотрудники нашего Центра почитали исторические хроники, а также научные исследования о переименования городов и населенных пунктов.

Говорят, что историю переписать нельзя. Всё, что происходит, пишется набело. И, тем не менее, люди нередко предпринимали, да и предпринимают попытки вмешаться в ход событий и переосмыслить, изменить, скрыть или приукрасить отдельные моменты. Но история рано или поздно всё расставляет по своим местам.

Как выяснилось, традиция менять названия улиц, посёлков и целых городов в угоду тем или иным политическим событиям родилась отнюдь не в советское время, а идёт ещё с древности. В советский период она лишь проявилась наиболее ярко. Исчезали люди, а вслед за ними исчезали и названия. Вот несколько примеров городов, изменивших свое название по каким-либо причинам http://poeu.ru/841-top-10-pereimenovannyh-gorodov

Каждый из нас, наверное, знает советского народного комиссара Ежова. В середине 40-х годов это имя было у всех на слуху. Газеты льстиво именовали его Сталинским наркомом, в печати появилась «Поэма о Ежове» и знаменитый плакат Бориса Ефимова «Ежовые рукавицы», где нарком держит в руках многоголовую змею, символизирующую троцкистов и бухаринцев.

Но в 1939 году НКВД возглавил Лаврентий Берия, Ежова объявили врагом народа и приговорили к расстрелу. О судьбе самого Ежова никакой информации в советских газетах не было. Он просто «исчез», безо всякого объяснения для народа. Единственной внешней приметой его падения стало то, что довольно быстро были переименованы улицы и посёлки, названные в его честь. А город Ежово-Черкесск стал просто Черкесском.

В том же 1939 году в посёлке имени Дзержинского вместо улицы Ежова появилась улица имени Героя Советского Союза, прославленного лётчика Валерия Чкалова. Это название она сохраняет и до сих пор.

Подобных примеров в истории нашего города множество.

В ходе поиска научных трудов мы наткнулись на интересное исследование по данной тематике. Автор провел обширное исследование топонимики и выделил ряд причин, когда какой-либо исследуемый им объект менял название:

1. Политический аспект. В новейшей истории страны было несколько волн переименований. Сразу после Октябрьской революции и Гражданской войны переименовывали топонимы, связанные с именами царей, религиозными и самодержавными символами, заменяя коммунистическими и революционными названиями, а также именами вождей революции. В 30-е гг. переименовывали все, связанное с именами репрессированных лидеров партии, лепили повсеместно Сталина, Кирова, Ворошилова, Калинина и других. В начале 60-х стали убирать все, связанное с именами Сталина, Берия, Ворошилова, Маленкова, Кагановича и Молотова. В 70-е стали переименовывать города в честь почивших генсеков КПСС. В постперестроечные годы стали убирать названия, связанные с коммунистической идеологией и заменять дореволюционными (но не повсеместно).

2. Житейский аспект. Смена названий могла происходить и как постепенный естественный процесс без всяких указов в ходе обычной житейской практики. При росте поселений название «деревенское» было преобразовано в более благозвучное «городское» (Мышкино менялось на Мышкин, Даниловское – на Даниловск (Данилов), Богородицкое – на Богородицк, Глазово – на Глазов, Нолино – на Нолинск, Коврово – на Ковров), или же меняло функции, из-за которых и было образовано.

Например, г. Устюжна. Когда-то это был второй после Тулы центр производства оружия с развитым металлургическим производством и назывался Железный Устюг, который со временем преобразовался в Устюжну Железнопольскую. Когда же, начиная с ХVII в., металлургия и производство оружия здесь сократились, а затем и вовсе исчезли, название приобрело нынешний вид – Устюжна.

Нам кажется, что название, с которым город входит в жизнь страны, в историю ее народа несет большую историческую нагрузку, поэтому переименования нежелательны. К тому же переименование – дело хлопотное и требующее затрат, очевидно нерациональных. Конечно, исключения могут быть. Если город изменился радикально, да еще скачком, стал совершенно иным «по всем статьям», то переименование становится возможным, но и в этом случае вовсе не обязательным.

Кандидат в депутаты, предложившая идею переименования, выступая на праймериз, на вопрос: «Каким образом вопрос переименования связан с проблемами ЖКХ?», ответила: «Все сразу эффективным станет. Используя технологии поднятия России с колен, они у нас тоже используются».

Перефразируя известную пословицу, хочется ей ответить: «Не имя красит город, а город – имя». В 1779 г. был образован в Курском наместничестве город Богатый. Он не только, несмотря на столь многообещающее название, не стал богатым, но и не удержался в числе городов. В 1897 г., давно уже будучи «за штатом», насчитывал 450 жителей, в 1926 г. «разжалован» в село.

#Топонимика