Стэнли Кубрик умер 18 лет назад, а его работы с каждым годом становятся всё популярнее. Парадокс. Но именно так определяется гений.
Семья Кубриков, в которой 26 июля 1928 года родился Стэнли, была абсолютно самодостаточной. До такой степени, что гости у них бывали очень редко. И сами они тоже куда-либо выбираться не любили. Сын рос малообщительным, предпочитая детские шалости прослушиванию музыки и чтению. Когда отец подарил ему фотоаппарат, жизнь резко изменилась. С тех пор Стэнли стал снимать всё, что считал интересным. С фотографиями пришел и первый успех. Ему удалось устроиться хроникёром, что позволило разъезжать по стране.
На его режиссёрский стиль многое повлияло, особенно любовь к одиночеству и звёздное небо. Именно наедине с собой и просторами космоса к Кубрику приходило вдохновение, и он превращал мысли об обществе и месте человека в нём в поразительные картины. Центральная тема его фильмов — это столкновение личности и общества.
Что ж, приятель, пришло время обратиться к произведениям. Возьмем картины разных жанров, чтобы максимально раскрыть гений мастера.
Космическая одиссея 2001 года/2001: A Space Odyssey (1968)
Недооцененная в свое время экранизация рассказа Артура Кларка «Часовой». Противостояние астронавтов суперкомпьютеру и загадочные черные монолиты. Выглядит просто. Но прибавь к этому знаменитые планы Кубрика, классическую музыку, и получится нечто психоделическое. Тем более, в те годы компьютерной графики не было, и всё, что мы видим на экране, создано специалистами по спецэффектам, за что фильм и получил награду. Вся красота Вселенной уместилась в нём.
Заводной апельсин/A Clockwork Orange (1971)
Экранизация романа Энтони Бёрджесса про банду английской гопоты, употребляющую «молоко+» и любящую навестить чужие дома. Живут они по принципу «грабь, бухай, отдыхай». Смешанный русско-английский, «korova», «rvatt kogti», ультранасилие, и всё для того, чтобы разобраться: что же является первоосновой агрессии и можно ли с этим бороться? Получается, попытки борьбы к хорошему результату не приводят, но тут классика, мол, «не плюй в колодец» и «есть время разбрасывать и собирать камни».
Цельнометаллическая оболочка/Full Metal Jacket (1987)
Давно разошедшаяся на цитаты экранизация романа Густава Хэсфорда «Старики». Стэнли Кубрик, который не фиксирует события, а подводит итоги, картину про войну во Вьетнаме снял, казалось бы, несвоевременно. Война кончилась, накал страстей прошёл, но он, как истинный мастер, решил внести свои штрихи в портрет эпохи. И сделал это, как всегда, отлично.
С каждым годом интерес к режиссеру растет. Проходят киносеансы, посвященные Кубрику, выставляются его фотографии. Он оставил значительно наследие, друг. И нам ещё только предстоит в нём разобраться.
А разобравшись с этим, можешь заняться не менее занимательным квартирным вопросом в сервировке Романа Полански или поразмышлять о роли природы в этом больном безумном мире вместе с Такэси.