Найти тему
Praktika.ru

Номер один в школе — ноль по жизни

Хорошая учёба — залог будущего успеха в жизни, говорят нам дома и в школе. Однако дальнейшая судьба прилежных учеников далеко не всегда складывается так же удачно. Исследование показало, что происходит с бывшими отличниками за стенами школы.

Исследователи из Бостонского колледжа в Массачусетсе (Boston College) изучили 81 отличника средней школы и проследили за тем, как сложилась их жизнь после выпускного. Как оказалось, хорошая учёба в школе во многом способствует дальнейшему успеху в университете. Согласно данным исследования, около 60% выпускников-отличников получили высшее образование, почти 90% профессионально строят карьеру, а около 40% занимают должности самого высокого уровня.

Однако сколько бывших отличников реально меняют мир, управляют им и поражают окружающих своими идеями и достижениями? Ноль. К такому выводу пришли исследователи в результате своих наблюдений. «Несмотря на то, что многие из отличников достигают впечатляющих профессиональных высот, большинство из них всё же не играет в настоящей высшей лиге», — утверждает автор исследования Карен Арнольд. — «Отличники не являются теми, кто предвосхищает будущее… Они обычно оседают в системе, а не меняют её».

Дело не только в людях, за которыми велись наблюдения, уверяет Карен Арнольд. Исследование показало, что те качества, которые помогают отличникам преуспевать в учёбе, с большей вероятностью мешают им выйти за привычные рамки и проявить себя вне школьных стен.

-2

Так почему же школьный успех так редко повторяется в реальной жизни? Во-первых, школа приучает учеников получать награду, если они будут делать то, что им говорят. Несмотря на то, что оценки должны коррелировать только с интеллектом и усвоенными знаниями, в реальности они зачастую (и не без участия родителей) превращаются в отличный способ также поддерживать дисциплину, добросовестность и соблюдение установленных правил. “Мы по сути вознаграждаем готовность приспосабливаться и идти в ногу с системой”, — признаёт Карен Арнольд.

Многие отличники признают, что не были самыми умными в классе, а просто добросовестно выполняли то, что от них требовали. Другие говорят, что стремились не к тому, чтобы получить реальные знания, а старались соответствовать требованиям учителей. Большинство таких выпускников в дальнейшем становятся “карьеристами”, которые относятся к работе не как к возможности реализовать себя и открыть что-то новое, а продолжают трудиться из расчёта на одобрение и похвалу.

Во-вторых, школа делает из отличников универсальных работников, которые обладают достаточными личными и профессиональными навыками, которые сделают из них прекрасных исполнителей, но она не поощряет в них страсти к своему делу. “Если вы хорошо учитесь и испытываете особую тягу, например, к математике, то рано или поздно вам придётся сказать себе “стоп” и переключиться на занятия историей, чтобы и там получить свою “пятёрку”. Такой универсальный подход не служит вам на пользу. В конце концов вы выберете себе профессию, в которой будет определяющим какой-то один навык, а остальные отойдут на второй план”, — считает Карен Арнольд.

-3

По иронии судьбы, те ученики которым нравится учиться, чаще всего сталкиваются с большими трудностями. Школьная система не даёт им возможности с полной отдачей заниматься теми предметам, которые им интересны, и от того учёба для них превращается в муку. В то время как прагматичный подход отличников позволяет им спокойно зарабатывать хорошие оценки, не приобретая по-настоящему глубоких знаний.

В школе есть чёткие правила, которых в реальной жизни не существует. Когда не ясно, каким путём нужно двигаться к успеху, бывшие отличники часто теряются и школьные достижения уже никак не помогают. Исследования на примере более 700 американских миллионеров показывают, что их средний академический балл равняется 2,9 баллам (меньше четвёрки в российской системе оценок), приводит данные статистики Карен Арнольд.

Таким образом, авторы исследования полагают, что успех в жизни достигается далеко не по тем правилам, к которым нас приучают со школы. Школа стремится к тому, чтобы стереть крайности, вне зависимости от того, хорошие они или плохие. В целом такой подход нельзя назвать негативным, он учит нас избегать рискованных ситуаций и придерживаться золотой середины. Однако и успеха он никому не сулит. Если вы знаете, чего хотите, то идите к желаемому своим путём, не заостряя внимания на том, какого цвета у вас диплом.

Мария Агапкина

Источник - https://yodnews.ru/articles/health/nomer-odin-v-shkole-nol-po-zhizni/