Сильно давно, в 1993 году, я устроился работать менеджером по продажам в одну из структур «Лого Ваза». Пропуск у меня был подписан Березовским. Я был мелкой сошкой, и большие бонзы были для меня недоступны. Но то, что Березовский – всемогущий олигарх, приближенный к власти, – я знал, и как это часто бывает у еще не совсем состоявшихся людей, принадлежность, хоть каким-то боком к «Великим», делает и тебя чуть значимей. Хотя бы в собственных глазах.
Шли годы, я делал стремительную карьеру. Действительно начал общаться с сильными «Мира сего», но вот с БАБ как-то все не доводилось. Но случай всегда приходит не с парадной двери.
Все ждали Миллениум.
Голливуд рвал нервы и кассовые сборы, эксплуатируя излюбленную тему Конца Света. Сбои компьютеров, взрывы АЭС, неконтролируемые запуски ядерных ракет и т.д. и т.п. Люди любят, чтобы их пугали. А тут такой повод! Фильмы были очень красочные и увлекательные, бюджет не жалели, но мне было не до этого. 31 декабря 1999 года мне дали важное «партийное задание».
На Новый Год принято дарить подарки. И вот тогда, еще здравствующий и вполне счастливый Бадри Шаллович, решил сделать подарок – подарить автомобиль.
Кому-то. Вот этот самый автомобиль с документами и прочими возможными нюансами мне следовало препроводить в ИТАР ТАСС. Там тогда базировался Бадри.
Дело вроде плевое. Взял помощницу, организовал погрузку-разгрузку и чистые бланки документов, чтобы на месте все оформить.
Мы тихо сидели в приемной и наблюдали приходящих и уходящих гостей. Новый Год - это нормально. Все друг друга поздравляют, дарят подарки. Особенно, если все хорошо! А мы сидели и ждали. Долго ждали. Даже если ты уже большой начальник у себя в конторе, то в более серьезной конторе ты – все такая же мелкая сошка. Сиди и жди.
В приемной иногда шутили: «А когда олигарх приедет?». Мы сидели тихо и делали вид, что нас тут нет. Ближе к вечеру «Олигарх» приехал.
Березовский вошел очень быстро. Порывисто. Наверное, по-другому он и не умеет. То, что это «человек-вулкан», чувствуется сразу. Очень пронзительный, цепкий, сканирующий взгляд. И что-то еле уловимое «мефистофельское». Он поздоровался и встал рядом со мной – напротив висел телевизор.
Через несколько минут на экране с очень уставшим видом президент Ельцин начал свою речь с того, что – «он очень устал…». Березовский явно ждал этот эфир. Он весь сиял! Все выступление он разве что не хлопал в ладоши, и постоянно повторял: «Боря молодец! Боря молодец!» Мне, человеку далекому от политики, было сложно понять, что происходит, какие процессы начинаются.Ясно было только одно – сменяются не только тысячелетия, но и что-то гораздо большее.
Прошло более десяти лет. Ощущение, что мы живем действительно в новом веке и политическом, и экономическом, из еле уловимых предчувствий стало реальностью.Мир изменился. Россия тоже. Мало что осталось прежнего во мне. Сложно давать оценку, какой Березовский человек, хороший или плохой. Он был человеком той эпохи. Явно небезгрешный. Тогда других просто не было. Да и сейчас редкость. Вопрос только в том, кто насколько далеко зашел в своей порочности.
Какого из Борь – «Боря молодец!», он имел ввиду – теперь уже не важно. История движется по спирали, но очень редко так, как хотят ее вершители.
Сменяются эпохи, приходят и уходят правители, целые государства возникают и исчезают, и лишь одно остается неизменным – бесконечный вопрос о смысле жизни….