Смысл комплимента — дать понять человеку, что вы заметили его старания. Погладить по головке и дать мороженку. Когда обращаешь говоришь человеку «Молодец!» — в голове получателя возникают приятные соединения, которые говорят ему «Этот человек классный. Он меня похвалил». Хорошая привычка говорить комплимент перед критикой: рассказать, что получилось хорошо, а затем что плохо. Так критика воспринимается проще. Вовремя сказанный комплимент может кардинально изменить направление разговора. Недовольная официантка в кафе улыбнется и не плюнет в ваш кофе, кассирша быстрее пробьёт продукты, жена простит, что вы забыли о годовщине. Когда мы общаемся с людьми, у нас с ними разные уровни близости. Жене можно сказать, что у неё классная попа, а коллеге — не стоит. Воспримет неправильно. Комплименты можно разделить на четыре группы:
— Близким
— Друзьям
— Коллегам
— Всем остальным
Для каждой из групп комплименты нужно говорить с разной степенью близости. Чем ближе человек, тем глужбе залезайте в комплиментах. Важно не пересекать границы близости: это чревато непониманием, обидами и раздражением. Говорить комплименты трудно. Сначала не понятно, что именно хвалить и зачем. Разберу несколько примеров, чтобы стало яснее что хвалить.
Давайте проведём мысленный эксперимент: вы пришли домой, муж лежит на диване, вокруг него валяются носки. Диван измазан кетчупом, морозилка открыта и потекла, а в раковине гора посуды. Просто нереальная ситуация для комплимента. Заходим на кухню, ищем еду. Если есть — комплимент готов:
— О, милый, спасибо! Я такая голодная, спасибо, что оставил мне покушать.
Представляем, что еды нет. Бродим по квартире и ищем повод для комплимента: развесил белье, заправил кровать, повесил куртку на крючок, а не бросил на пол. Понятно, что поводов для ругани больше, но найдите повод для комплимента и похвалите. А потом можно и повозмущаться, но нежно. Чтобы не спугнуть. Когда будете говорить комплимент следите, чтобы не было издёвки или сарказма. Такой комплимент звучит как оскорбление:
Плохо:
— О, у тебя сегодня чистая голова.
— Спасибо, что сложил носки в кучки, а не разбросал.
— Какие вкусные пельмени. Сам переварил?
— Наконец-то ты подстриг ногти.
Хорошо:
— Спасибо, что оставил покушать! Я такая голодная!
— Ой, я забыла купить хлеб. Классно, что ты купил!
— Как прошёл выходной? У тебя отдохнувший вид.
— Спасибо, что повесил свою куртку на крючок. Да-да, я заметила.
Люди, которые нас окружают нуждаются в одобрении больше. Я стараюсь обращать внимание на мелочи, которые человек делает автоматически, не задумываясь: помыл посуду, повесил куртку, закинул наушники в карман, чтобы ты не забыл. В этих мелочах забота, которую трудно получить не от друзей.
Общие комплименты вроде: хорошо выглядишь; у тебя красивые глаза; классная фигура — не отражают внимания. Заметьте мелочи, но не перегибайте палку. Когда говоришь комплимент другу важно не наврать. А соблазн велик. Объясняю: подруга уже месяц ходит в спортзал и пытается похудеть. Процесс идёт, но медленно.
Если сказать ей «о, ты молодчинка! Так похудела... уже стройнее меня.» — вызовете обратную реакцию. Нужно аккуратно оттаскивать подругу от холодильника с тортом и шептать на ухо «Это платье классно сидит! Мне бы твою фигуру. Если ты сожрёшь мой торт, я заберу платье себе, потому что оно станет тебе мало».
Плохо:
— Классно выглядишь!
— У тебя хорошая фигура.
— В твоих глазах можно утонуть.
— Ты так похудела! Давай по пироженому за это.
Хорошо:
— Ты постриглась? Классная укладка.
— Ты кажется сменила парфюм... круто пахнет. Это Живанши?
— Круто, что ты захватил вторую бутылку. Одной не хватит.
— Где ты взяла эти туфли? Очень крутые!
В процессе работы просто вовремя благодарите коллег за помощь и поддержку: когда вам принесли кофе, хотя вы об этом не просили; помогли сделать отчёт; помыли вашу чашку; или просто сделали что-то за вас. Коллеге будет приятно, и вы продолжите его эксплуатировать. На этапе собеседования уместно сделать комплимент. Важно, чтобы он был не личным, а компании или организаторам. Личные комплименты на работе не уместны. «У тебя классная попа. Качаешь?» — плохой комплимент коллеге. Говорите уместные комплименты.
Плохо:
— Ух ты, какая фигура! Что делаешь сегодня вечером?
— Красивый маникюр, мне нравится.
— За стрижку — шишка! :3
— Классные сапожки! Где стырила?
Хорошо:
— Спасибо за отчёты с графиками! Очень выручил.
— Я видел, ты брала мою кружку. Спасибо, что помыла её, мне было лень.
— В какой спортзал ты ходишь? Тоже хочу начать, руки не доходят.
— Оо, спасибо за кофе! Я не успела сегодня себе захватить!
Кассиршам, уборщицам, случайным встречным и другим малознакомым людям говорите приятности по ситуации. Просто обратите внимание на мелочь в их работе или быту. Главное в комплименте — забота и уважение. Улыбнитесь и нежно сообщите: «в вашем магазине так приятно делать покупки... кассирши всегда вежливые и приветливые. Очень круто!». В таксисту можно сказать, что у него чистая машина, или что в салоне не накурено. Уборщицу поблагодарить за чистоту, и сказать, что без неё было бы худо.
Плохо:
— У вас стильные джинсы.
— Какая у вас милая улыбка и ямочки на щеках!
— Такой приятный ребёнок... Мне б такого.
— Девушка, у вас красивая причёска!
Хорошо:
— Спасибо, за вашу приветливость и внимание!
— Обычно в машинах так накурено... а у вас приятно пахнет.
— Ваш ребёнок такой самостоятельный, уже — сам кушает!
— Ваша парикмахерская очень близко к моему дому. Очень удобно до вас добираться.
Делайте людям комплименты и своевременно благодарите за заботу. Особенно это помогает в конфликтных ситуациях, когда человек зол на вас или на мир. Приятные слова расслабляют, и поворачивают человека к вам лицом. Так легче получить скидку или дополнительный сервис, а с друзьями наладить более близкие и откровенные отношения. На собеседовании тоже можно и нужно говорить комплименты, но компании, а не человеку. Это повысит шанс положительного решения.